Со следующего сезона стоимость отпусков может возрасти. Дело в том, что Госдума приняла поправки в закон о финансовом обеспечении деятельности туроператоров. Страховые суммы для игроков бизнеса увеличатся в обязательном порядке, те в ответ говорят, что цены для путешественников тоже обязательно вырастут.
То, чего так ждали и так боялись туроператоры, свершилось. Закон о финансовом обеспечении их деятельности принят сразу во втором и третьем чтении. Теперь страховые суммы увеличились в разы. По мнению депутатов, этот документ направлен на защиту интересов россиян, выезжающих за границу (в прошлом году их было около 11 миллионов человек).
Раньше размер гарантий был одинаковым для всех фирм – 10 миллионов рублей. 11 июня было принято решение о дифференцированном подходе к участникам рынка. Отныне бизнесмены от туризма будут платить следующие суммы: 30 миллионов рублей - для операторов, чья выручка составляет не более 100 миллионов рублей в год; 60 миллионов рублей - для операторов, выручка которых составляет не более 300 миллионов рублей в год; 100 миллионов рублей - для операторов с выручкой свыше 300 миллионов рублей в год. Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии.
Кроме того, в документе отмечается, что туроператоры - новички должны иметь в качестве финансового обеспечения не менее 30 миллионов рублей. Если же компания оказывает услуги в нескольких сферах этого бизнеса, платить руководству придется по максимуму.
О том, каким образом новый закон скажется на туроператорах и путешественниках, корреспондент «Фонтанки» узнал у экспертов.
Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада:
- Решение правильное. Как показала правоприменительная практика, десяти миллионов, которые были раньше, не хватало.
Ирина Новикова, генеральный директор турфирмы «Конкорд Трэвел»:
- Теперь резко сократится количество туроператоров. Туристов лишают индивидуального подхода, возможности брать индивидуальные и эксклюзивные туры и маршруты, создают массовый туризм. Люди, путешествующие по индивидуальным путевкам, могут совершать поездки один раз в год (она достаточно затратна), и туристы не могут себе позволить ездить чаще. Чтобы это сделать, готовится и туроператор, который хорошо знает это направление. Обороты проходят достаточно большие, просто количество прибыли от них меньше. Будет сложнее погасить эти гарантии. А это, в свою очередь, перейдет на плечи туристов. Потому что наша затратная часть вырастет. Во сколько раз увеличились банковские гарантии, во столько и увеличится стоимость путевок. Мы каждый год оплачиваем эти гарантии. Если турфирма хорошо себя показала, то почему она не может гарантии продлить на следующий год? Нельзя в разгар сезона менять правила игры.
Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии:
- Закон вступает в силу не завтра, реально он начнет действовать со следующего сезона. В результате у туристских фирм, за все, в том числе и финансовые гарантии, будет платить турист. В этом году прибыль у игроков может быть не больше 3-5%, а многие говорят о том, чтобы хотя бы сохранить свой бизнес. Запаса прочности у компаний нет. У больших фирм бремя на клиентов ляжет меньше, у маленьких - увеличится. Но финансовые гарантии - лишь один из многих факторов, влияющих на цены.
Безусловно, этот закон ударит по туристским компаниям, в период кризиса они и так затянули пояса. Во время разработки закона мы долго обсуждали возможность дифференцированного подхода, но принятое решение не идеальное. Линейка должна быть еще более дифференцирована. Возможно, страховку должен отдельно оплачивать каждый клиент. Сколько реально платить турфирме - определяет страховщик или банк. Масса игроков рынка обращается в страховую компанию. Тариф – около 1% от суммы. Если фирма хорошо себя зарекомендовала, тариф будет меньше. Детали взаимодействия между турфирмами и страховыми компаниями уже сложились.
Напомним, что механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров был введен в 2006 году в связи с участившимися банкротствами турфирм, срывающими отдых многих тысяч российских туристов. Ежегодно, во время перерегистрации, туроператоры вносят определенные суммы для обеспечения гарантий своим клиентам.
Институт фингарантий существует практически во всех западных странах, особенно в тех, где туризм занимает важное место в экономике. Директива ЕС предписывает этому сегменту бизнеса необходимость обеспечительных мер в силу его специфики.
По данным РСТ, в Германии, например, все подразделения крупных туроператоров, а также их риски застрахованы в банке. При оформлении тура клиент получает гарантийный купон, и в случае отмены поездки по независящим от него причинам, он может получить назад из банка-гаранта оплаченную сумму тура плюс возмещение дополнительных расходов, если ко времени отмены тура он их понес. Также купон гарантирует, что банк оплатит стоимость обратных билетов или других расходов, которые может понести клиент для возврата из тура, если туроператор окажется банкротом.
В Австрии риски туроператоров покрываются с помощью договора страхования с уполномоченным страховщиком или безотзывной банковской гарантии.
В Венгрии, где наличие лицензии у турфирм - требование Евросоюза, одним из оснований для ее выдачи является финансовый депозит, зависящий от оборота. Сумма годового депозита составляет 12% от оборота туроператорской деятельности без НДС, а для тех, кто организует чартерные программы, - 20%. Также в Венгрии есть и страховая ответственность или банковская гарантия на ту же сумму, какой должен быть депозит. Турфирмы обязаны пополнить депозит до 31 октября каждого года. Если венгерская турфирма закрылась, ее владельцы могут забрать свой депозит, но сделать это можно не раньше, чем через полгода, и лишь если никто не предъявит фирме материальных претензий.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»