Роспотребнадзору и прокуратуре придется искать взаимопонимание. Дело в том, что с 1 мая вступил в силу федеральный закон, согласно которому проверки эпидемиологов, например, в ресторанах и кафе, должны проводиться не чаще одного раза в три года. При этом оба ведомства обязаны уведомлять владельцев точек питания загодя. Какие опасности таит под собой такое решение, узнал корреспондент «Фонтанки».
С 1 мая 2009 года вступил в силу федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля». Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» заместитель главного государственного санитарного врача Петербурга Галина Волкова, этот нормативный акт внес изменения в порядок и сроки проведения проверок, кроме того, теперь они будут носить уведомительный характер.
Согласно новому закону, до 1 ноября Роспотребнадзор должен посылать уведомление в прокуратуру. Последняя, в свою очередь, до 31 декабря должна вывесить на сайте список предприятий, которые будут проверять. Помимо информации во Всемирной паутине, бизнесмены за 3 дня до начала экзекуции еще раз получат уведомление от органов власти.
Любопытно, что внеплановые проверки также должны согласовываться с прокуратурой. Правда, за первый месяц с начала действия закона надзорное ведомство умудрилось отклонить 23 из 92 обращений Роспотребнадзора. По словам Галины Волковой, часть из них не удовлетворила прокуратуру из-за неправильно оформленных документов, часть – из-за странных, по мнению людей в погонах, формулировок.
Тем временем, в прошлом году 96 % предприятий, проверенных Роспотребнадзором, каким-либо образом нарушали санитарное законодательство. Общая сумма штрафов составила больше 9 миллионов рублей, материалы 100 дел были переданы в суд, 69 дел – в прокуратуру, было составлено 134 протокола о приостановлении эксплуатации… Правда, по словам Галины Волковой, в 1 квартале 2009 года ситуация несколько улучшилась – нарушения были найдены «лишь» в 78 % проверенных предприятий. При этом уже наложен 491 штраф на общую сумму больше двух миллионов рублей, материалы 13 дел переданы в суд.
По мнению сопредседателя Союза потребителей России Анатолия Голова, вступивший в силу закон может нанести серьезный вред простым россиянам. «Этим законом государство сказало, что все чиновники контролирующих органов такие воры, что их нельзя допускать к людям. Следующим шагом может быть выход на дороги сотрудников ГИБДД только с разрешения прокуратуры. Ситуация для потребителей становится крайне плохой. Недавно ко мне обратился человек, который пошел в магазин за детским питанием. Там на старый ценник был наклеен новый, отодрав его, мужчина выяснил, что продукт просрочен на несколько дней. Это вопрос безопасности. В связи с кризисом вопрос с переупаковкой, заклейкой ценников стоит крайне остро. Новый закон грозит целым рядом отравлений. А рестораны сейчас, так же, как и магазины, считают каждую копейку и предпочитают экономить не на себестоимости, а на нас с вами. Я призывают петербуржцев более активно жаловаться на нарушения прав потребителей. Ведь они остались один на один с «акулой капитализма», - заявил корреспонденту «Фонтанки» Анатолий Голов.
Ресторатор, соучредитель холдинга **Ginza **Project Вадим Лапин* считает:
-Безусловно, эту новость можно считать хорошей, однако у медали есть две стороны. Конечно, подобная вполне европейская система удобна – к проверке можно тщательно подготовиться, соблюдая все правила ресторанного дела. Но я убежден, что ресторан должен априори находиться в постоянной готовности к подобного рода событиям. Заведение следует содержать в идеальном состоянии: абсолютно чистая кухня с полным техническим оснащением, высочайшего качества свежие продукты, правильно оформленная документация, современная системы безопасности. Я допускаю, что нововведение может быть актуальным и полезным при том условии, что проверки будут проводиться регулярно. В противном случае, данный закон может привести к не вполне добросовестной работе некоторых рестораторов.
Совладелец компании «Балтийский экспресс» (рестораны «Карл и Фридрих», «Русская рыбалка» и др.) Михаил Фейгельман уверил «Фонтанку», что вступление в силу нового закона не может негативно сказаться на потребителях. «Вводится контроль контролирующих органов, - заявил он корреспонденту «Фонтанки». – Перед нами часто встает вопрос об обоснованности проверок и их частоте. Новый закон сильно облегчит жизнь. Любая проверка ведет за собой нервное напряжение и закрытие ресторана. При этом оштрафовать могут за совершенно смешные вещи. Например, если при проведении контрольной закупки на глазах у проверяющих от бутылки отлетает акцизная марка, штрафуют. Я - за то, чтобы соблюдать закон, готов штрафовать своих сотрудников, если они за чем-то не уследили, и это повлекло за собой нарушение закона».
Успокаивает потребителей и исполнительный директор Ассоциации предприятий общественного питания Вячеслав Кутыркин. Он считает, что соблюдение всех норм выгодно, в первую очередь, игрокам рынка: «Я не считаю, что кризис и изменение частоты проверок – повод расслабиться. Большое внимание рестораторам и владельцам баров, кафе, столовых и закусочных стоит уделить сейчас внутреннему аудиту. Тогда никаких проблем с проверкой у предприятий не будет, и волноваться за сохранение числа клиентов в кризис можно будет меньше».
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру