На Экономическом форуме озаботились проблемой жизни крупных городов после кризиса. Спад экономического роста позволил на какое-то время слегка забыть о накопившихся проблемах мегаполисов, но после того, как экономика восстановится, на все вопросы придется искать ответы. Дискуссию бизнеса, власти и науки о том, как будут развиваться города, слушал корреспондент «Фонтанки». К единому мнению собравшиеся не пришли и выхода из ситуации не обнаружили.
Поводом для созыва конференции на тему «Будущее больших городов: готовимся к экономическому росту», которая проходила под руководством губернатора Пермского края Олега Чиркунова, послужило то, что в России в последние годы сложилась практика хаотичного освоения территорий. «Отсутствие стратегических подходов развития больших городов – это крайне непродуктивная тенденция», - заявил модератор и предоставил слово специалистам по девелопменту.
«Если не придумать, как будут развиваться города, то мы придем к такой ситуации, когда вместо большой Москвы или большого Петербурга появится много маленьких городков, например, Царицыно, Бирюлево, или Купчино, Гражданка - если говорить про ваш город», - заявил профессор Московского университета урбанистки Иван Дергачев.
Присутствующие выслушали выступления Кэйса Кристиансее и Юргена Брюнса Берентельга о том, как осваиваются новые территории поблизости от Гамбурга и Лондона. Представил Кейс Кристиансее и разработанную им концепцию развития Перми. Степан Солженицын, партнер McKinsey&Company, поделился американским опытом создания небольших одноэтажных городов, связанных между собой. Отечество представлял Вадим Мошкович, владелец проекта А101: строительство идеального города в Московской области, рассказавший про «город счастья» в Южном Бутово.
Докладчик сообщил, что в основу строительства «города-рая» была положена очень простая концепция – «человеку надо для счастья дом, работу, до которой он может легко добраться, и возможность решить все свои проблемы, не тратя время на долгую дорогу». Поэтому в Южном Бутово будет деловая территория, где создадут рабочие места для будущих жителей, а на расстоянии «шаговой доступности» разместятся магазины и иные объекты соцкультбыта. Не забыли девелоперы и об эстетических потребностях – район будет озеленен. Причем, подчеркнул Мошкович, «голландские специалисты предоставили нам такую линейку зеленых насаждений, что мы сможем растянуть период «золотой осени» на максимальный срок». К сожалению, ни о том, сколько стоят квартиры в «городе-рае» (111 886 рублей за квадратный метр – прим. ред.), ни о бурной предыстории, после которой название коронного района Москвы стало известно всей стране и превратилось в имя нарицательное, не было сказано ни слова.
Примеры практиков сомнения теоретиков не рассеяли. «Я не услышал ни одного выступления о развитии города как такового – самая крупная территория, о которой шла речь, это – 150 гектар, а это никак не мегаполис», - начал свое выступление Вячеслав Глазычев, генеральный директор издательства «Европа». С его точки зрения, города, в традиционном понимании этого слова, отжили свой срок. Изменился их состав – «постарело» коренное население, в столицы хлынули волны переселенцев, «далеких от городской культуры». В качестве примера докладчик назвал Лондон – с индийскими и пакистанскими кварталами, Париж, окруженный кольцом алжирских поселений, и Москву, «этнический состав которой не определит ни один специалист».
«Настоящим проклятием для больших урбанизированных территорий», Глазычев назвал персональные автомобили. «Но отказаться от них не в силах никто», - тут же честно признал он. Опыт успешной организации общественного транспорта существует, по его мнению, только в городах средней величины – например, в Страсбурге и Бордо. «В Москве же, насколько мне известно, проект скоростного трамвая разрабатывается уже 15 лет – маршрут проходит по большим территориям и поэтому задевает интересы слишком многих», - печально сообщил он.
«Проблема развития городов – глубоко философская, - поддержал точку зрения науки Леонид Казинец, президент корпорации «Баркли», представляющий на конференции «большой бизнес». – Для начала необходимо ответить на коренной вопрос – насколько велика готовность человека пожертвовать личным ради общественного». «Все хотят развитый общественный транспорт, но никто не желает трамвая у себя под окнами. Всем нужны поликлиники, детские сады и магазины, но новое строительство поблизости от дома не нравится никому», - пояснил он свою мысль на примерах. По его мнению, то, как будут или не будут развиваться города, зависит, прежде всего, от очень простого фактора – сумеют ли бизнес и население соблюсти баланс интересов.
Позицию властей представил Юрий Осинцев, заместитель министра регионального развития России. «У нас разработан стратегический план развития территорий до 2020 года. И 23 субъекта Федерации уже утвердили территориальные планы своего развития», - сообщил он. Резерв для развития городов, по мнению замминистра, в стране огромен. «Население городов оставляет 70% всего населения страны, а площади городов – занимают не больше 2-3% территории России», - привел он цифры. С точки зрения Осинцева, именно города в будущем будут определять социально-экономический облик нашего государства.
«Я с завистью слушал выступления наших западных коллег, - заявил в ответ Михаил Блинки, руководитель НИ транспорта и дорожного хозяйства. – Как у них прекрасно продуманы транспортные схемы!» «Давайте сравним – в Европе и Америке на долю улично-дорожной сети приходится 30-35% городской территории, в Азии – около 20%, а в Москве – 8,4%. Скорость передвижения по Москве в несколько раз ниже, при этом в Москве на тысячу человек приходится 300-400 автомобилей, а в Нью-Йорке – 910», - привел он свои цифры. По прогнозам Блинкина, в первое же десятилетие после кризиса – «а он когда-то все же закончится», заметил докладчик, – показатель автомобилизации составит около 500 машин на 1000 человек, и если проблемы организации транспорта к этому времени не будут разрешены, о развитии можно забыть.
Заканчивая дискуссию, участники пришли к выводу, что урбанистика как таковая должна будет измениться. «И кризис, и развитие высоких технологий, и новая экономическая модель, которая, надеюсь, в скором времени появится, приведет к новой науке о городе», - поделился своим предположением Иван Дергачев. «Либо города изменятся и станут главным производителем национальных ресурсов, либо исчезнут», - заключил Вячеслав Глазычев.
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»