Защитить трудовые права граждан можно только при помощи системного подхода к проблеме - консолидации усилий всех государственных, надзорных и правозащитных структур. Но даже это не поможет, если не изменить действующее законодательство. Идеальный вариант — вернуть Трудовой кодекс в прежней редакции. Как бороться с обнаглевшим работодателем и где найти на него рычаги воздействия, обсуждали на Консультативном совете при Уполномоченном по правам человека в Петербурге.
На каждое «пикалево» волшебника в голубом вертолете не напасешься. А это означает, что трудовые права нужно защищать несколько иными методами, нежели перекрытием автомагистралей. Как именно? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, в офисе петербургского омбудсмена и был созван Консультативный совет. В дискуссии на тему: «Массовые увольнения в период кризиса: необходимость или произвол?» приняли участие представители профсоюзов, службы занятости, инспекции по труду, торгово-промышленной палаты и ЗакСа.
Как отметил омбудсмен Игорь Михайлов, вернуть работодателя в рамки закона получается только тогда, когда вмешивается УППЧ, прокуратура, инспекция по труду. Да и то далеко не во всех случаях. Особой приметой экономического кризиса стали массовые увольнения работников «по собственному желанию». Кавычки означают, что заявления зачастую пишутся под диктовку работодателя, который стремится решить свои финансовые затруднения за счет экономии фонда заработной платы. И люди покорно пишут: «прошу уволить», а потом возмущаются, кричат о своих нарушенных правах. Причем кричат и возмущаются преимущественно сидя на собственной кухне. А, если кривая судьбы заведет их-таки в прокуратуру или инспекцию по труду, с изумлением узнают, что, оказывается, есть закон, который, хоть и слабенько, но защищает их права.
Правовой нигилизм и юридическая безграмотность - хоть эти слова и набили уже всем оскомину, проблема никуда не делась. Как заявил на совете Игорь Михайлов, просветительскую функцию может взять на себя высшая школа. Чтобы наравне с профобучением будущие работники приобретали знания, как юридически грамотно выстроить свои взаимоотношения с работодателем. Пока же трудовое население страны работает, не поднимая глаз, боясь за малейший протест вылететь с работы и попасть в «черный список», из-за которого больше никуда не возьмут. И ссылками на закон в этой ситуации никого не переубедить. Во-первых, практика показывает, что закон зачастую не действует, а во-вторых, Трудовой кодекс ориентирован, скорее на повышение благосостояния работодателя, нежели на защиту прав трудящихся.
Как отметил правовой инспектор Федерации профсоюзов города и области Павел Михайлов, работник боится идти в суд, потому что не уверен в выигрыше, а, если даже он и выиграет дело, то нет никакой гарантии, что судебное решение будет исполнено. Правовой инспектор также заявил, что самая выгодная процедура увольнения для работника — это сокращение. Михайлову (но не омбудсмену) возразила председатель профкома ФГУП «Кронштадтского морского завода» Светлана Шихова, которая разделила сокращение, выполненное по закону, и массовое увольнение без полагающихся выплат. За примерами ходить далеко не надо — уволенные рабочие кронштадтского завода не могут добиться своих денег уже 10 месяцев, несмотря на то, что есть все судебные решения. В этой конкретной ситуации Михайлов (на этот раз омбудсмен) предложил разобраться после 16 июня: просто поехать на место и затребовать у руководства документацию — график выплат задолженности.
Решить же проблему в трудовой сфере в Петербурге в целом не так просто. И прежде всего потому, что нужно для начала понять, в каком направлении двигаться. Игорь Михайлов во время совета тезисно озвучил болевые точки и пути решения. Эти тезисы войдут в законопроект о защите трудовых прав, который намерен подготовить омбудсмен. Работа должна быть слаженной и системной: прокуратура, инспекция по труду, профсоюзы должны выступать единым фронтом. А для работодателя исполнение своих обязательств перед работником должно стать вопросом престижа, деловой репутации. Почему бы не создать черный список работодателей, для которых был бы закрыт доступ к горзаказам. Как образно выразился УППЧ, чтобы пригрозить кому-то пистолетом, нужно показать, что он заряжен. А сейчас получается,что прокуратура и трудовая инспекция в виде патронов лежат по разным тумбочкам, а само оружейное дуло имеет явные дефекты. «Работодатель озверел и оборзел, - уверен омбудсмен, - потому что профсоюзы заняли конформистскую позицию, но если не будет нормального Трудового кодекса, защищающего интересы рабочих, даже сильные профсоюзы не смогут помочь». Уполномоченный вспомнил слова, сказанные депутатами КПРФ про нынешний ТК сразу после его принятия: «он нас когда-нибудь подведет».
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»