Новые версии знаменитых фильмов - Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики» Леонида Быкова - к празднику Победы дебютируют в цветном варианте. Любимый народом Штирлиц предстанет перед телезрителями в цветном мундире 4 мая, а фильм Леонида Быкова мы увидим 9 мая. Продюсеры убеждают в том, что эти работы дадут фильмам новую аудиторию. Молодежь, утверждают они, не станет смотреть шедевры прошлых лет без современной картинки. Однако этот двойной удар по телезрителям вызвал полярные мнения. Одиозные коммунисты Петербурга и Ленинградской области уже заявили, что будут судиться с авторами «колоризации», посягнувшими на святое. «Фонтанка» попросила своих экспертов высказаться о телевизионной новации.
Режиссер, глава Союза кинематографистов Петербурга Дмитрий Месхиев: Начнем с того, что черно-белые варианты фильмов не уничтожены. Никто не отнимал их у народа, художественное решение не пострадало. Если бы было иначе, я первый вышел бы с протестом. Что же касается того, что сделано, то судить об этом можно только по одному фактору — понравится ли телезрителям. Если это сделано качественно и хорошо, а, судя по рекламе, это именно так, то ничего плохого не вижу. Я думаю, что в принципе это можно делать, если черно-белое решение не было авторским замыслом. Пытаться сделать цветное кино из черно-белого начали еще в 20-е годы 20-го века, но такого масштабного проекта, как реализовывает сейчас телеканал «Россия», еще не было. Насколько мне известно, этой работой там занимались несколько лет. Это большая серьезная работа. Признаюсь, что я бы, например, переделал ряд своих старых фильмов на современном техническом уровне. Первым из них стал фильм «Над темной водой» - он уже переработан. Я за прогресс.
Режиссер Владимир Бортко: В те времена, когда снимались эти фильмы, цветная пленка уже была. Если бы авторы хотели сделать цветное кино, то они бы его и сделали. Зачем сейчас влезать в этот замысел? Только для того, чтобы заработать больше денег?
Кинопродюсер, композитор Андрей Сигле: В принципе, в кино можно делать всё. Делают же ремейки фильмов. Мне кажется, в данном случае следует говорить именно о ремейке — это уже не оригинал. Ведь цветное и черно-белое кино несут совсем разную смысловую нагрузку. С другой стороны, в фильме играют те же самые актеры, и делают это все так же гениально — любим мы эти картины не за цвета. Все это, скорее, рекламный трюк. Вполне возможно, что он даст результат, и фильмы посмотрят больше зрителей, чем если бы их просто поставили в сетку телеканалов. Может быть, это такое решение для кризисного времени, когда денег, чтобы поразить телезрителя, у каналов нет, а привлечь чем-то внимание хочется. Но никакой катастрофы я не вижу. А ответ могут дать только зрители. Вопросов, связанных с этой работой, хватает, но, прежде чем их задавать, нужно посмотреть, что нам предлагают. Раскрасить фильм не просто — любой оттенок несет свою художественную нагрузку. Какого цвета занавески, какого оттенка зеленое сукно — все это важно. Сейчас мы с Александром Сокуровым работаем над «Фаустом», и наша команда проводит настоящие исторические изыскания. Мы изучаем живопись тех времен, исторические труды, пытаемся разобраться с каждой деталью, которая несет и художественный, и исторический смысл. Если «Первый» и «Россия» работали так же, то это может получиться хорошо. А если просто раскрасили картины, как детскую книжку-раскраску, то... будет мертвый новодел, подобный тому, что нам в последнее время предлагают в Петербурге вместо исторических зданий.
Писатель Андрей Константинов: Во-первых, мы опять видим неприятное соревнование двух телеканалов. У одних «В бой идут одни старики», у других «17-й мгновений весны». Кто у кого какие идеи берет взаймы - непонятно, но наблюдать это, все равно, не очень приятно. Второй момент — я не вижу в этом никакой национальной трагедии, но и ничего хорошего тоже не видно. Есть уже сложившиеся произведения, которые культовыми и любимыми стали в другом виде. И тут вдруг нам предлагают существенно улучшить то, что весь народ любил и так. Можно увидеть в этом искренность, но можно увидеть и желание хоть в каком-то виде оказаться причастными к великому и культовому. Я не знаю, сколько это стоит, но, мне кажется, что потраченные деньги лучше было использовать на то, чтобы сделать что-то новое. В том числе и о войне. Может быть, наконец, получилось бы что-то хорошее вместо гламурных фильмов в стилистике «Старых песен о главном». Попытаться сделать что-то не на один сезон, потому что все эти современные «сериалы про войну» совершенно не цепляют. Объяснения, которые мы слышим, о том, что Быков хотел изначально снимать «В бой идут одни старики» в цвете, не очень убедительны. Потому что художник разными изобразительными средствами сделает совершенно разные картины. Он предполагал, что это будут смотреть именно в том варианте, в котором он это снял. Что касается «Семнадцати мгновений», то вроде бы в этой «раскраске» и озвучании принимала участие Татьяна Лиознова. Тоже некорректное обоснование. Мы знаем много примеров, когда стареющие художники, которые волей времени и возраста оказались не у дел, идут на некоторые сделки со своей совестью, ради того, чтобы снова оказаться в центре внимания, или заработать денег, даже если это касается того, в чем бы не надо было принимать участия. Художник начинает рассказывать про гениальные продолжения «Иронии судьбы» или «Мушкетеров». Это не надо комментировать, ведь жить на пенсию трудно. Трагедии во всем этом я не вижу, но почему-то не весело. Это трюк, фокус, но я не уверен, что фокусы стоит делать с такими вещами, которые уже состоялись без всякого трюкачества.
PS: Заметим, что телеканалы не остановятся на двух фильмах. Как сообщает Первый канал, в ближайшие два года "ожидается бум" колоризации российских фильмов. Цветными планируется сделать такие картины, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Чапаев", "Подкидыш". Кроме того, канал ведет переговоры с Эльдаром Рязановым и Георгием Данелия, так что, возможно, колоризированы будут "Берегись автомобиля" и "Я шагаю по Москве".
Михаил Гончаров, "Фонтанка.ру"