В минувший понедельник на канале «Россия" состоялась премьера восьмисерийного телефильма «Участковая». Правда, на фоне бойни отмороженного столичного майора, прогремевшего в новостях, имидж телесериала о милиции тут же померк. Новое культовое воскрешение людей в погонах киношники обещают уже накануне 9 мая.
Пока на «Первом канале» готовятся к празднованию Дня Победы и запускают в эфир сериалы на военную тематику («Застава Жилина»), «Россия» удивляет неожиданными программными ходами. В минувший понедельник здесь состоялась премьера восьмисерийного телефильма «Участковая». Правда, на фоне бойни отмороженного столичного майора, прогремевшего в новостях, имидж телесериала о милиции несколько померк. Новое культовое кинооткровение с людьми в погонах накануне 9 мая обещает воскресить веру народа в светлое доброе вечное.
Проведение премьеры телесериала о честных и бесстрашных сотрудниках милиции накануне 9 мая – новая и несколько алогичная традиция телеканала «Россия». Казалось бы, дайте народу накануне одного из главных праздников в стране очередную порцию ура-патриотического вранья, завернутую в жанровую упаковку исторического многосерийного телефильма, и успокойтесь. Но нет – вместо новых телевизионно-игровых поделок о мужестве штрафбатов и кознях СМЕРШа зритель «России» второй год подряд получает перед Днем Победы сериал о родной милиции. В мае прошлого года это был проект «Гаишники» - весьма забавный телефильм, рассказывавший о нравственном перерождении несознательного капитана ГИБДД. Был, понимаете ли, у нас в начале сериала наглый толстомордый взяточник, разбойник с жезлом. А ближе к концу зритель увидел героя асфальта, благородного рыцаря дорог, облаченного вместо доспехов в желтый жилет сотрудника ГИБДД.
В настоящий момент, кстати, телеканал «Россия» проводит повторный показ «Гаишников». Думается - не по многочисленным заявкам телезрителей, а сугубо для усиления пропагандистско-патриотического воздействия на народные массы. В целях закрепления обожания нашей славной милиции, так сказать. Конечно, не стоит забывать и о финансовом кризисе, вынудившем телеканалы отложить в долгий ящик многие проекты. Повтор старых программ в такой ситуации – оптимальный выход. Правда, и тут показательно, что из десятков несвежих сериалов продюсеры «России» выбрали именно «Гаишников» - идеологически правильный и ангажированный продукт.
Судьба, однако, внесла свои коррективы в похвальные планы телевизионных топ-менеджеров по улучшению имиджа сотрудников внутренних органов. Так, в понедельник – в день премьеры «Участковой» - медийное пространство страны взорвало сообщение о бойне, учиненной начальником ОВД «Царицыно» в одном из столичных супермаркетов. Кровавое реалити-шоу с шокирующими кадрами камер наружного наблюдения, заснявших пьяного и (как уверяет нас теперь милицейское начальство) невменяемого майора, открывшего стрельбу по людям, вне всякого сомнения, стало главной премьерой дня. Здесь можно было бы пуститься в малооригинальные рассуждения о том, что жизнь и телевизионный лубок – не одно и то же. Что безупречные менты с холодными головами и чистыми руками обитают исключительно по ту сторону телеэкрана, а в действительности наш с вами покой зачастую охраняют скрытые психопаты, готовые после очередной ссоры с женой расстрелять девять человек.
Впрочем, необходимые акценты расставила сама жизнь. Теперь одними только «Гаишниками» и «Участковой» государственное телевидение не отделается. Потому как имиджевый урон, нанесенный отмороженным столичным майором всей российской милиции, оказался настолько велик, что исправить его вряд ли смогут все сезоны культовых «Ментов», взятые вместе и помноженные на глянцево-пафосный «Литейный, 4».
Как известно, в постсоветской массовой культуре утвердились две основные традиции изображения сотрудников правоохранительных органов – обличительно-реалистическая, направленная на вскрытие и демонстрацию всяческих социальных язв, и клюквенно-лубочная, потчующая зрителя лживыми образами этаких современных дядь Степ. Причем первая из них ныне встречается в отечественном кинематографе и телевизионном масскульте все реже. Взять, скажем, картину «Кремень», в которой представители московской милиции изображались исключительно оборотнями в погонах, упырями-беспредельщиками. Этот не самый сильный в художественном отношении фильм, видимо, стал столь сильным откровением для общества (и, прежде всего – для власть имущих), что его, как гласят различные источники, немедленно запретили к показу на российском ТВ. Запрет не побоялся нарушить лишь вольнолюбивый канал «РЕН ТВ», показавший ленту в прошлом году.
Зато, конечно же, никто не думал подвергать какой-либо цензуре многочисленные «мыльные» агитки, воспевающие трудовые будни нашей милиции. Здесь фантазия создателей «мыла» не знает границ. Героями сериалов становятся рядовые оперативники («Улицы разбитых фонарей»), суровые немногословные мужчины из «Большого дома» («Литейный, 4») и даже служебные собаки («Возвращение Мухтара»). Не забывают деятели экранной индустрии зрелищ и о дамах в погонах (достаточно вспомнить «Каменскую» с Еленой Яковлевой).
И вот в теплые апрельские деньки в эфире «России» появляется новый сериал о женщине-милиционере – столь же солнечный, беззаботный и радостный, как весенний город за окном. С официального постера «Участковой» на нас строго взирает затянутая в милицейскую форму актриса Мария Звонарева («Трио», «Синие ночи», «Застава Жилина»). Вокруг нее – тонущие в синеве коробки новостроек и нарисованные на компьютере цветочки. Само название сериала выведено игривыми розовыми буквами. Вот он, оказывается, какой – «ментовский» гламур! Впрочем, на самом деле глянца в новом проекте почти что нет. Не случайно режиссер телефильма Александр Касаткин (дебютная работа – картина «Слушая тишину») называет «Участковую» «городским романсом». Такая жанровая формулировка подходит скорее глуповатым мелодрамам для домохозяек, показываемым той же «Россией» каждую субботу, но никак не гламурному проекту.
Если быть точнее, то новый сериал следует называть не «городским романсом», а «сказкой для взрослых». Действие телефильма начинается с того, что успешный юрист Елена Полетаева приходит работать в милицию обычным участковым. Волшебства хватает уже в первой серии. Героиня, видите ли, получает новую квартиру (надо полагать – от нашего заботливого государства) и, дабы не тратить на дорогу до работы по три часа в день, трудоустраивается по месту жительства. Очевидно, других вакансий, кроме должности участкового милиционера, для перспективного молодого юриста в современном российском мегаполисе нет.
Дальше – больше. Старший лейтенант Полетаева знакомится со своими новыми коллегами. Все они напоминают не столько столичных милиционеров, сколько повзрослевших школяров из «Ералаша»: весело и задорно шутят, дурачатся, между собой общаются на выхолощенном книжном языке. В общем, понятно, почему режиссер сериала признавался в одном из интервью: он намеренно отказался от использования в сценарии слова «менты». Уж конечно - этих экранных ангелов в погонах, чья речь наполнена не матюгами и полублатным сленгом, а исключительно всяческими «пожалуйста – мерси», язык не поворачивается назвать «ментами». А уж когда мы видим сцену, в которой здоровые мужики в форме нянчатся с грудным младенцем, не остается никаких сомнений в том, что такой развесистой клюквы на нашем ТВ не было давно. В этом плане новый сериал даст фору даже елейному «Участку» с Безруковым.
Кстати, «детский вопрос» стал в новом телефильме одним из основных. Героиня сериала то устраивает судьбу двух беспризорников (которых на время даже берет к себе домой), то разыскивает несознательную мать младенца-подкидыша, то, наконец, занимается воспитанием собственной дочери. Вот она – нехитрая государственная пропаганда семейных ценностей. Кроме того, старший лейтенант Полетаева успевает вернуть старику-ветерану похищенные у него ордена, раскрыть убийство, найти пропавшего сына пенсионерки. Все это главная героиня сериала делает легко и красиво, с истинно женской чуткостью и изяществом. В итоге складывается образ не просто безупречного сотрудника милиции, но настоящей матери-заступницы, городской святой.
Могу поспорить: ровно через год канал «Россия» представит нам новый сериал о людях в погонах. Остается лишь гадать, кто станет его главным героем. Вполне возможно, что мы увидим «мыло» о целой семье милиционеров. Только представьте: папа-гаишник, мама-участковый, сын – учащийся школы милиции. Жаль только, что годом семьи был объявлен 2008, а не 2010...
Сергей Ильченко-мл.,
«Фонтанка.ру»