Правительство в очередной раз скорректировало список критериев оценки деятельности региональной власти. Новый перечень можно вполне назвать антикризисным: основные вопросы, по которым придется отчитываться губернаторам, связаны с безработицей, зарплатой населения и объемом инвестиций в основной капитал. Примечательно, что, согласно решению правительства, теперь вместо привлеченных к оценке деятельности глав регионов независимых социологов отчеты в Кремль будет направлять государственный орган — Федеральная служба охраны.
Критерии оценки не новы для губернаторов. Де-факто они действуют в стране с 2007 года. И уже неоднократно пополнялись новыми статьями отчетности. Изначально перечень состоял из 43 базовых пунктов, к которым в 2008 году добавились еще 102. Теперь же список состоит из 295 вопросов. Их можно разделить на 9 разделов: экономика, социальные вопросы, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, эффективность организации власти в регионе, безопасность граждан, дорожное строительство и деятельность муниципальных органов власти.
Изучая обновленные критерии, нельзя не заметить, что существенное влияние на них оказал кризис. Так, в перечне главных вопросов сразу после объема валового регионального продукта значится уровень занятости трудоспособного населения и размер реальной заработной платы в сравнении с номинально начисленной.
Еще одна примета времени нашлась в разделе «образование». По мнению правительства, губернаторы должны обеспечить в регионах уверенные показатели по сдаче единого госэкзамена. Основными вопросами раздела стали оценка доли сдавших ЕГЭ по математике и русскому языку, а также количество предметов, по которым тоже проводилось тестирование.
Определена и методика, по которой будет выявлена эффективность работы того или иного губернатора. Предполагается, что губернаторы самостоятельно будут отвечать на вопросы перечня и пересылать ответы в правительство ежегодно в срок до 1 апреля. Правительство же сверит отчеты с данными Росстата, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития, Роструда и прочими ведомствами. При этом отмечается, что в случае расхождения данных их будут уточнять и проводить проверки, не намеренно ли искажены цифры статистики.
Вероятно, третейским судьей в таких ситуациях выступит ФСО. На федеральную службу возложена обязанность проводить социологические исследования на предмет «удовлетворенности граждан своим благосостоянием, занятостью, качеством образования, услугами ЖКХ, работой органов власти региона, в том числе их информационной открытостью и проч.».
Кстати, судя по всему, для того, чтобы сотрудники ФСО смогли выполнять эти обязанности, правительству придется вводить изменения в устав организации. Ведь до сих пор проведение социсследований в функции ведомства не входило. ФСО, как известно, привыкло заниматься охраной государственных объектов и государственных же чиновников. В перечне многочисленных обязанностей ФСО, связанных с безопасностью, нашлось только «информационно-аналитическое обеспечение государственных органов», которое, возможно, будет распространено до мониторинга благополучия населения в регионах страны.
В новом положении об эффективности работы местных чиновников ни слова не сказано о бальной системе, по которой будет оцениваться труд губернаторов. Также не конкретизированы меры возможного воздействия центра на глав регионов в случае ненадлежащего положения на вверенной территории. Проблема заключается в том, что созданная в 2007 году система до сих пор фактически не работала. Губернаторские кресла шатались под «двоечниками» не после отчетов в Кремле (итоги деятельности губернаторов, кстати, по регламенту подводят в сентябре), а после ежегодных публикаций Международного института политической экспертизы и Фонда «Петербургская политика». Эта организация, пользуясь собственными критериями, оценивает работу властей субъектов по пятибалльной шкале, составляет так называемый «рейтинг политической выживаемости губернаторов». Примечательно, что получившие 1 и 2 балла чиновники вскоре лишаются своих мест. Так, после первой публикации в августе 2007 посты потеряли трое губернаторов-«двоечников» и два «троечника» - глава Смоленской области Виктор Маслов и Ярославской – Анатолий Лисицын. После второго – убрали четырех глав федеральных субъектов. Третий список буквально проанонсировал отставку с постов губернаторов шести человек, в том числе президента Ингушетии Мурада Зязикова и председателя правительства Хакасии Алексея Лебедя.
В связи с этим, в СМИ появились публикации мнений экспертов о том, что исследования МИПЭ не имеют ничего общего с наукой. Вероятнее всего, составители просто хорошо владели информацией о надвигающихся кадровых изменениях. Да и сами создатели «рейтинга выживаемости» Михаил Виноградов (Петербургская политика) и Евгений Минченко (МИПЭ) не раз подчеркивали, что хорошо знакомы с отношением к работе того или иного губернатора в Кремле.
*полный список критериев оценки деятельности губернаторов можно посмотреть здесь.