В апреле Чулпан Хаматова дважды приезжала в Питер, чтобы сыграть в премьерных спектаклях Театра Наций «Рассказы Шукшина» и «Бедная Лиза». В первом проекте Чулпан играет не только деревенских женщин, но и корову, комара, во втором – и вовсе не произносит ни единого слова. Если шукшинский проект был воспринят зрителями и критикой «на ура», то «Бедная Лиза», жанр которого определен как «хореографическая новелла», вызвал ожесточенные споры. О том, что подвигло ее заняться «искусством балета», сыграть деревенских баб, а также о пользе и вреде телевидения востребованная и популярная актриса наших дней рассказала обозревателю «Фонтанки».
- Чулпан, «Бедную Лизу» Вы показали на сцене Театра имени Ленсовета… Но почему не сразу в Мариинке? Это ведь балет! Так пишет московская критика…
- В Москве мы играли в Центре Мейерхольда, в зале на триста мест. Так что Театр Ленсовета – огромная площадка… Ни на какие балетные сцены не рвемся, и вообще никакой это не балет. С легкой руки театроведов нас окрестили танцевальным, балетным проектом. Но это вовсе не танцевальный спектакль, хотя мой партнер – премьер Большого театра Андрей Меркурьев, он танцует как Бог, даже не танцует - дышит. Но и я в «Бедной Лизе» - прежде всего, драматическая актриса, и Меркурьев здесь, прежде всего, драматический актер. Просто в спектакле Аллы Сигаловой выключено одно из основных средств драматического театра – слово. И что с того… Мы, драматические артисты, должны уметь выразить телом закодированные эмоции. Такой была художественная задача, и мы и в мыслях не держали поразить публику чем-то невероятным.
- Однако не кто иной, как Евгений Миронов, Ваш друг, партнер и художественный руководитель Театра Наций, сказал, что «Чулпан совершила подвиг», прибавив, что дело не только в том, что Вам приходится молчать, но еще и в огромных нагрузках, которые Меркурьев-то с трудом выдерживает, а уж Вы и подавно совершили мужественный поступок…
- Театр Наций – вообще мужественный театр (улыбается). Я согласна с Женей Мироновым, что нынче в России катастрофа с театром, со зрителем, которого в последние лет пять приучили к эстетике поп-корна. А театр в наших краях всегда был просвещенным, должен еще что-то делать, кроме развлечения. Но мою роль в этом важном процессе Женя явно преувеличил (смеется). Никакого подвига, просто очень интересная работа. Мне позвонила Алла Сигалова, она была под впечатлением камерной оперы Леонида Десятникова, передала мне диск, я тоже увлеклась идеей такого спектакля…
Конечно, было сложно. Но настолько, насколько сложно делать любой новый спектакль. Алла не заставляла меня крутить фуэте, не ставила на пуанты. Это драматический театр, но выраженный языком тела - невербальный театр. На самом деле говорю, кричу, шепчу я весь спектакль, но говорю ногами. Меня саму поразило, что так можно. Я будто новый язык изучала. И меня так поразило, что можно молча кричать. И как точно рассчитан движенческий текст. Может быть, «Бедная Лиза» требует больше физической нагрузки, но мне знакомы спектакли, где ты хоть и говоришь, но затрачиваешься физически.
- Все прекрасно… Но в зале звучит запись оперы, Чулпан молчит, спектакль длится всего 1 час 15 минут… Вот зрители и уходят после Вашей «Бедной Лизы» в недоумении!
- Наверное, что-то мы недоработали, да и прошло-то три-четыре спектакля. Но есть и другая причина – неготовность зрителей, неумение считывать то, что не разжевано, не вложено, не объяснено. Зрители, как и критики, поделились на два лагеря. Кто-то категорически не принимает и не понимает на драматической сцене язык тела, жеста. А чему тут удивляться? У нас в России практически нет этой культуры, мы не знаем, что такое современный танец, современный театр.
Я даже друзей и знакомых на этот спектакль очень осторожно зову. Потому что к нему нужно быть готовым - к музыке Десятникова, хореографии Сигаловой, к соединению блистательного танцовщика с драматической актрисой. Честно скажу, многие мои знакомых потом проклинали меня за то, что я их позвала, были в недоумении: зачем это вам надо, чего вы этим хотели доказать? А мы-то всего лишь хотели сыграть спектакль про любовь… И моя героиня в «Бедной Лизе» – это я. А герой Андрея – это он, и хотя бросил героиню, но никакого страшного поступка не совершил – это жизнь…
- Алла Сигалова говорит еще, что это спектакль про любовь людей с двух планет… Чулпан, а с Вами происходили любовные встречи с инопланетянами?
- Я вообще считаю, что мужчина и женщина – люди с разных планет. Поэтому, конечно, со мной это так и происходило. Мне кажется, не надо любовь воспринимать только так, что будем жить 100 лет и умрем в один день. Нужно уметь ценить жизнь в каждом мгновении. Да, в любви и слезы, наверное, будут когда-то. Но нельзя об этом навязчиво думать. Нужно исключить в любви страх любого рода. Нельзя ничего бояться, и тогда возникнет пространство для наслаждения и счастья. Цените моменты, когда вы вместе. И радуйтесь пику любви. А нам все время хочется посмотреть вперед: кто кого бросит, как же это произойдет…
- Интересно, двум Вашим дочкам Арине и Асе новый мамин спектакль понравился?
- На репетициях они были, подходили, меня гладили, жалели, а я лежала в полуобморочной состоянии. Спектакль еще не видели. У нас это само собой происходит. Хотят пойти со мной сегодня в театр – идут, захотели поехать в Питер (на гастроли со спектаклем «Рассказы Шукшина». – прим. Авт.) – поехали. Не хотят – сидят дома. А «Бедная Лиза» - спектакль свежий, трудный, и я пока не могу тратить внимание, чтобы детям было комфортно. Да и вряд ли смогу в этом спектакле.
- Как Вы отдыхали в Питере?
- После первого спектакля пошла в клуб, на концерт к своим друзьям, группе «Билли’с Бэнд».
- Чулпан Наилевна, Вы ведь еще и член Общественной палаты России… А что нового у Вашего благотворительного фонда «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями? В Москве Фонд все время проводит какие-то проекты, а с недавних пор и Питер включен в Вашу орбиту…
- Фонд – это нерв моей жизни. Туда вовлечены все-все, включая Женю, Аллу, Андрея... Меня до сих пор поражает, как это происходит, что люди сливаются вместе. Меня очень радует и ощущение того, что все-таки у нас небезразличное, неравнодушное общество.
Да, у нас было мероприятие в Питере, в Михайловском театре – два одноактных балета. Прошло все изумительно - организация, эмоции, зрители. Все организовал Денис Матвиенко (известный танцовщик. – прим. авт.). Мы хотели сделать еще один такой вечер, летом, но Денис, насколько я знаю, переходит в Мариинский театр, поэтому пока все приостановилось. Но, я уверена, что так или иначе, будет происходить дальнейшее слияние фонда с Петербургом… А сейчас все мои мысли о подготовке большого концерта фонда «Подари жизнь» в Москве. Он пройдет в Доме музыки 15 мая, телеверсию покажут на канале «Россия» в последнее воскресенье мая. Накануне Международного дня защиты детей.
- Что на концерте будет? Кто выступит?
- Дело не столько в именах, сколько в том, что мы получим возможность снова напомнить людям, что дети выздоравливают, что страшный диагноз - это не приговор, надо только помогать. Не охать, не вздыхать и не рассуждать. Причем, не нужны миллионы, не нужны даже тысячи долларов, нужно просто желание не бросать детей в беде. Вот этому будет посвящен концерт. Будет рассказана история настоящего мальчика – рассказана как притча, как сказка. Что касается имен, то будет, например, ваш Юрий Шевчук.
- Все помнят, как Вы в паре с фигуристом Романом Костомаровым победили в проекте «Ледниковый период»… Осенью Первый канал готовит грандиозное гала-шоу, суперфинал, где выступят победители всех предыдущих серий этого проекта…
- Я точно, однозначно, принимать участия не буду.
- А что так? И почему же в прошлый раз согласились кататься на льду?
- Там была очень трогательная история. Телевизионщики подкатывали ко мне давно, уже несколько лет. Я отказывалась от реалити-шоу и всего такого. Но в «Ледниковый период» меня привели врачи. Илья Авербух, как мудрый человек, вышел сначала на врачей-гематологов, которые лечат детей, и они все вместе меня убедили, что телевидение нам необходимо. ТВ (к моему сожалению!) на сегодняшний день такая власть над умами, что, лишь появившись там, я могу существенно увеличить доходы фонда, а значит спасти жизни детей. Действительно, сработало. Сборы в Сбербанке, где у нас зарегистрирован счет, сразу увеличились в три раза. Пока я каталась на коньках, и вроде, там не было никакой прямой рекламы, а просто иногда удавалось что-то сказать о фонде, поступления росли и росли. Поэтому мы и делаем сейчас концерт на канале «Россия» - все с той же надеждой, что обычные люди по всей стране пойдут и понесут какие-то свои небольшие деньги. Но за счет количества этого реально хватит на полгода, чтобы закупить дорогостоящие редкие лекарства.
Знаете, какие у нас главные поступления в фонд через Сбербанк? Пожертвования по 50-100 рублей. Но за счет большого числа людей, вносящих даже небольшую сумму, появляется возможность реально помочь детям. И от людей не требуется каких-то сверхусилий. Просто, отправляясь в Сбербанк платить за свет и газ, вы можете взять там уже заполненную платежку фонда «Подари жизнь». Если же у кого-то в нынешний кризис совсем нет денег, то можно просто вступить в переписку с больным детьми, оказав не материальную помощь, а психологическую.
- Чулпан, но почему ж кататься больше не хотите?
- Это было очень тяжело, просто нереально, и я просто не имею права себя позволить сейчас разбиться. У меня было четыре операции, пока каталась на коньках, и я поклялась маме, что больше этого делать не буду.
- Но танцевать в «Бедной Лизе» Вам не опасно?
- Нет, это не травматично… Даже наоборот. Я недавно сделала обследование в Германии, мне смотрели спину, все отлично.
- Может быть, тогда Вы появитесь в телешоу «Танцы со звездами», не на льду, а на паркете, на канале «Россия», где Алла Сигалова заседает в жюри? Для популяризации фонда!..
- Но я же, кроме популяризации, еще занимаюсь организацией всех проектов, другими вещами, и у меня просто нет времени на ТВ-шоу. Если бы время появилось, я бы с удовольствием кинулась туда, участвовала бы в танцах на паркете просто для того, чтобы быть рядом с Аллой, чтобы она мне ставила новые программы.
- А в кино у Вас какие творческие планы?
- Никаких. Ни одного творческого плана.
Михаил Садчиков,
«Фонтанка. ру» Фото Михаила Садчикова-младшего