Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Я убил его за то, что он не похож на меня» (фото)

«Я убил его за то, что он не похож на меня» (фото)

426

Дергающееся изображение, «плывущий» звук, невнятный сюжет, ни одной выстроенной мизансцены, монтаж любительского уровня, черно-белое изображение. На долю этого фильма, напоминающего беспомощную любительскую «киношку», выпал успех и восторженные отзывы критиков на Берлинском кинофестивале. Ему же достался спецприз Ханты-Мансийского фестиваля, о нем высоко отозвался Сергей Соловьев. Однако широкий зритель эту картину не увидит — прокат негласно запрещен.

«Россия-88» Павла Бардина — фильм, который официально никто не запрещал, но по разным причинам его рекомендуют демонстрировать не в кинотеатрах, а в небольших частных клубах. Заявленный, но не состоявшийся 18 апреля показ в московском кинотеатре «Ролан» - без всякого предупреждения пришедшим на сеанс продемонстрировали совсем другую ленту, а сам кинотеатр оказался оцеплен войсками ОМОН, — мог быть единственным. По циркулирующим в столице слухам, «Россию-88» запретили, стремясь «избежать инцидентов накануне дня рождения Адольфа Гитлера». В Петербурге его не рекомендуют показывать, «чтоб не вызывать беспорядков» и... из-за того, что с экрана звучит ненормативная лексика. И все-таки увидеть ленту можно — в небольших клубах или кафе. На одном из таких полулегальных показов побывал корреспондент «Фонтанки».

кадр из фильма «Россия-88»

На экране — жизнь одной из многочисленных группировок начала девяностых. Группу молодых ребят объединил преподаватель ОБЖ, бывший кадровый военный, прошедший Чечню. Официально он считается спортивным тренером и воспитателем патриотизма, арендует под этой маркой огромный подвал, в котором и проходят занятия — физподготовка, «политинформации», обмен книгами по теории и истории фашизма. В этом же подвале празднуют дни рождения, а позднее поминают погибшего.

Ребят «крышуют» - их опекает довольно крупный чин местного отделения милиции, периодически заглядывающий в подвал. Иногда он предупреждает о возможных проверках и приказывает «спрятать всю символику». Он же приводит в подвал крупного государственного чиновника, который предлагает сотрудничество — ребятам выдадут транспорт, пайки, форму, взамен они должны будут организовывать по мере необходимости и по приказу «сверху» различные акции. Лидер группировки по прозвищу Штык (Петр Федоров, ставший известным благодаря роли Гая Галла в фильме «Обитаемый остров») отказывается от этой выгодной сделки, справедливо полагая: «Они хотят на наших плечах в Думу въехать». И этого ему не прощают — в конце фильма он поплатится за свою попытку верить в идеалы.

Энергия ненависти требует выхода и выездов на природу, своеобразных тренировочных сборов - уже недостаточно, чтобы снять нарастающую агрессивность. Да и молодые «волки» требуют настоящего дела. И оно находится — рядом расположен Черкизовский рынок, на котором торгуют выходцы с Кавказа и Средней Азии. К операции по расчистке подходят со всей серьезностью — вначале проводится разведка: расположение прилавков фиксируется на камеру, составляется подробный план. Но выполнявший эту работу Эдуард Маркович по кличке Абрам (его играет Михаил Поляков), прибившийся к группе и панически боящийся быть из нее изгнанным, выясняет, что сестра Штыка Юля встречается с молодым армянином. Кавказца решено наказать.

События разворачиваются в ускоренном темпе — в стычке с кавказским кланом погибает наставник и идеолог группы. В подвал приходит высокий милицейский чин, и популярно объясняет, что выбора у ребят нет, и дело может быть замято только в том случае, если группировка перейдет на обслуживание власти. «Вы будете бить того, кого я скажу, и тогда, когда я скажу», - заявляет он. И на попытку отказаться отвечает: «Вы тут все под статьей». И еще одно условие — Штык должен взять на себя вину. «Отсидишь, выйдешь, пристроим», - успокаивают его.

Финал банален до предела. «Сорвавшийся с резьбы» Штык находит привычную причину всех своих бед - армянина, с которым встречается его сестра. И убивает его — во время свидания с девушкой. Отняв у брата пистолет, пускает себе пулю в висок и Юля. Третьим стреляет себе в рот и сам Штык, которому больше не во что верить.

Сюжетная линия — немного видоизмененная история скинхеда Марцинкевича (Тесака), его имя постоянно вспоминали в зале. Главный герой по прозвищу Штык - обыкновенный парень, живущий в «спальном» районе Москвы, в семье бывших советских инженеров. Бесперспективность, полунищее существование и страх оказаться вытесненным из жизни толкают его туда, где он — лидер, где он — значимая фигура, где все просто и ясно: в подвал к «своим». И он банален, узнаваем, типичен, как сотни тысяч молодых ребят в России. И на его месте может оказаться любой из них.

Художественный фильм стилизован под любительскую документальную ленту. Действие показано через объектив видеокамеры - «примкнувший» к банде фашиствующих молодых людей оператор-любитель снимает все, что подвернется ему под руку (в буквальном смысле слова). Он мечтает стать официальным хроникером движения, собирается в будущем создать документальный фильм, а попутно изготавливает пропагандистские ролики — они тоже включены в ленту.

Смотреть фильм трудно — и физически, и психологически. Говорить о его художественных достоинствах не приходится, критерии, по которым оценивают произведение искусства, к нему не применимы. Заслуга авторов этой картины в том, что она — до предела честна и беспощадна. «Я хотел избежать какой бы то ни было пропаганды и постарался показать то, что есть, и так, как оно есть», - объяснил свою позицию Павел Бардин.

Этот фильм опоздал на пятнадцать лет. Представители националистических и антинационалистических движений — на просмотре были и те, и другие — обвинили автора в том, что он недостаточно владеет темой. «Сейчас, слава Богу, уже нет таких группировок. Они все были ликвидированы или прибраны к рукам в первой половине девяностых», - пояснили представители «Антифа». «Мир давно изменился, и мы давно уже не настолько примитивны», - в свою очередь возмутились скинхеды.

Роль прослойки между двумя крайними группировками досталась людям, которые сами себя идентифицировали как «интеллигенция» - в зале сидели пресс-секретарь комитета «Солдатские матери» Елена Попова, актриса Лариса Дмитриева, представитель движения «Россия без расизма» и Юлия Беломлинская, певица, актриса и поэтесса в одном лице. Их отзывы о фильме граничили с восторженностью. Прозвучали даже слова о том, что «наконец-то мы увидели интеллектуальное кино», от которых Павла Бардина слегка передернуло.

К диалогу аудитория оказалась не готова. Скинхеды были попросту не в состоянии воспринять довод «надо бороться не с отдельными мигрантами, а с миграционной политикой в целом» и сочли эти слова простым сотрясанием воздуха. «Антифашисты» не увидели в фильме примеров борьбы с нацизмом и — самое главное — призывов к этой борьбе. Простая мысль, что нацисты тоже могут быть людьми, имеющими право на свои убеждения, «антинацистам» показалась неуместной. Интеллигенция привычно не замечала ни тех, ни других и рассуждала о том, что в России расцвет ксенофобии, «с которым надо что-то делать».

Наталья Тихонова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях