Вот уже почти две недели владельцы сайтов с недоумением наблюдают за меняющейся на глазах статистикой, а многие обычные пользователи интернет удивляются результатам поиска в Яндексе. С 14 апреля эта крупнейшая поисковая система ввела новую программу ранжирования, именуемую «Арзамас» (она же «Анадырь»).
Подобные названия – стиль руководства компании Яндекс. В прошлом году оно провело акцию «Магадан», лишив существенной доли посетителей сайты, которые менялись ссылками через специальные биржи. Использование названий городов, связанных с «местами не столь отдаленными», скорее всего, олицетворяет борьбу с нечистоплотными способами продвижения сайтов во всемирной паутине.
Не всем сайтам масленица
Теперь Яндекс поменял систему географической выборки: «Пользователи в разных регионах по одному и тому же запросу могут видеть разные результаты поиска – с учетом региона, – поясняют в пресс-службе компании. – Это важно, если пользователь ищет местную информацию (например, не просто Масленицу, а то, как ее будут праздновать в Санкт-Петербурге)».
Технически это происходит примерно так: Яндекс автоматически определяет IP-адрес, с которого заходит посетитель, и, соответственно, город или область местонахождения провайдера. При поиске по любому слову приоритет будет отдаваться сайтам, которые расположены в том же регионе, что и пользователь. Например, если, находясь в Санкт-Петербурге, задать в поиске «пробизнес банк», то собственный сайт этой кредитной организации, находящейся в Москве, окажется на втором месте. А на первом – один из петербургских ресурсов, на котором оный банк только упоминается. «Газпрому» повезло больше: сайт корпорации остался в лидерах, но уже в третьей строке – опять же ссылка на сторонний петербургский справочник.
В самом Яндексе уверены, что ранжирование с учетом региона поможет поиску дать более точный ответ на вопрос посетителей. «Пользователи часто спрашивают Яндекс о людях и компаниях из их региона, локальных событиях и местах, сайтах и услугах. Например, среди наиболее частых запросов в Челябинске и Ростове-на-Дону 14 процентов "локальных", в Уфе – 24 процента, а во Владивостоке – 29 процентов, – поясняет руководитель отдела разработки качества поиска Денис Расковалов в официальном сообщении компании. – Движение в эту сторону поиск начал давно – с 2006 года в Яндексе работает автоматическая геоклассификация сайтов, еще раньше появилась возможность ограничить поиск сайтами из своего региона (в расширенном поиске или введя галочку под поисковой строкой). Но теперь Яндекс пытается сам определить, важен ли регион в каждом конкретном случае».
При желании пользователь может указать свой регион вручную (через панель настройки). В ранжировании стали учитываться факторы, позволяющие понять, что данная страница важна пользователям именно «своего» региона. «Причем мы попытались сделать это решение максимально общим, не зависящим ни от какого региона конкретно, – продолжает Денис Расковалов. – Для ряда регионов мы используем специально настроенную формулу ранжирования. Сейчас индивидуальная формула есть для Москвы, Санкт-Петербурга и российского регионального поиска, а также для некоторых стран СНГ. И список их будет расти».
Свой среди чужих
Главный вопрос, по которому у опрошенных специалистов пока нет единого мнения – как поисковая программа определяет местонахождение сайта и можно ли поменять «прописку». Как пояснили в Яндексе, для этого робот анализирует такие данные, как коды городов в телефонах и почтовые индексы, указанные на страницах сайта, структуру адреса сайта (например, наличие слова spb в домене идентифицирует его как питерский ресурс). А также – IP-адрес сервера.
Последнее, по мнению специалистов, может привести к существенным проблемам для многих владельцев сайтов. Ведь у некоторых хостинговых компаний, имеющих филиалы или даже расположенных в Санкт-Петербурге, серверы физически размещены в Москве, а может и за рубежом. Поэтому не исключено, что сайт петербургской компании при неблагоприятном стечении обстоятельств получит московскую, а,возможно, и иностранную «прописку». И станет для петербургских пользователей Яндекса «чужим».
Петербургская сага
Новая система Яндекса пока не очень существенно, но уже поменяла расклад сил в рейтинге петербургских интернет-площадок. По данным агентства RedLine Media, которое проводит еженедельный мониторинг статистики городских площадок, некоторые сайты за две недели потеряли до 20 процентов общего числа посетителей. За тот же период «Закс РУ» взлетел в три раза, «Лениздат» – почти в два, а 47news прибавил 40 процентов. Положительно отразился «Арзамас» на посещаемости городских сайтов о погоде, на которые теперь приходят до 80 процентов петербургских пользователей.
Если же проанализировать крупнейшие 50 площадок, то за две недели их суммарная посещаемость снизилась всего на 1 процент. Причем петербургская доля, наоборот, возросла на 2 процентов, а количество показов – на 6.
Сами участники рынка неоднозначно оценивают новацию Яндекса. По мнению директора компании Webmaster.SPb Андрея Рябых, пользователям новая система принесет только блага, а вот владельцам и разработчикам сайтов будет сложнее. «Особенно тем, кто продвигает свои услуги на всю Россию», – уверен он.
Один из владельцев петербургского ресурса уверен, что «Арзамас» позволит небольшим сайтам с качественным контентом конкурировать с крупными порталами: «Мы не можем вкладывать больших средств в SEO (Search Engine Optimization – поисковую оптимизацию), которое позволяет «вытолкнуть» на первые места ссылки, ведущие на невесть какие тексты. Может быть, они и останутся, но петербуржцы смогут увидеть на первой странице выборки сайты из своего родного города».
Должны выиграть от нововведения Яндекса и рекламодатели. Ведь чаще всего они заинтересованы в показе своих баннеров именно потенциальным клиентам из своего региона – разноплановая иногородняя аудитория, пришедшая на сайт по случайным ссылкам, их мало интересует. Но далеко не все владельцы порталов могут предложить технологию геотаргетинга – выборочный показ баннеров посетителям из конкретных регионов.
Антон Одынец,
«Фонтанка.ру»