Семь крупнейших машиностроительных предприятий Петербурга в ближайшие три года получат заказов почти на 100 млрд. рублей. Только «Силовые машины» могут привлечь 61 миллиард. Эти деньги будут выделены в рамках программы развития сектора мирного атома. Самым крупным обещает стать заказ на строительство пяти ледоколов нового поколения. Предполагается, что суда для нужд Росатома будет строить «Балтийский завод».
По словам главы Росатома Сергея Кириенко, несмотря на кризис, правительство не секвестировало объемы размещаемых заказов. И хотя некоторые из них переносятся на более позднее время, общие суммы все равно остаются весьма серьезными. Как отметил Кириенко, объем загрузки предприятий Петербурга от атомщиков только на 2009 год составит 20,2 млрд рублей. Крупные контракты с предприятиями Росатома подписали «Силовые машины» - на 11,4 млрд рублей, «Балтийский завод» - 4,5 млрд, «Ижорские заводы» - 2,7 млрд.
Ради того, чтобы получить очередной солидный заказ, собственники «Балтзавода» даже готовы отказаться от идеи перебазирования предприятия на территорию «Северной верфи». По крайней мере, по словам главы Росатома Сергея Кириенко, проинспектировавшего завод 21 апреля, основным требованием государства как заказчика является полноценная работа на прежнем месте.
По словам главы Объединенной промышленной корпорации Александра Гнусарева, сейчас нет необходимости переносить мощности «Балтийского завода» на «Северную верфь». Они и так работают вместе. Комплекс «Северной верфи» модернизируется постепенно под нужды «Балтийского», но переселять завод пока не спешат.
Готовность оставить завод на Васильевском острове выразил и его гендиректор Андрей Фомичев. Он отметил, что портфель заказов «Балтзавода» на сегодняшний день составляет 14 млрд. рублей. Если же удастся выиграть конкурс на строительство нового поколения ледокольного флота, то этот портфель потяжелеет как минимум на 17 млрд.
Забронировать эти средства разработчиков федерального бюджета вынудила жесткая необходимость. Как рассказал журналистам Кириенко, атомный флот России сейчас переживает не лучшие времена. «В 2015-2016 годах основная часть флота должна будет уйти на списание. А это не соответствует интересам Российской Федерации в Арктике. Поэтому госбюджет и запланировал выделение средств на строительство пяти ледоколов», - сказал глава Росатома.
Пилотный проект современного двухосадочного ледокола сейчас разрабатывается конструкторами. Предполагается, что он будет готов к 3-му кварталу 2009 года. «Конечно, среди судостроителей будет конкурс на право строить первый ледокол новой серии, - отметил Кириенко. - Но "Балтийский завод" как флагман отечественного судостроения имеет огромное преимущество с точки зрения опыта, технологий и экономичности производства». Если «Балтзаводу» действительно удастся выиграть тендер на производство новой серии ледоколов, то он будет обеспечен работой на десятилетия вперед, заявил глава Росатома.
За модернизацию ледокольного флота выступили и в Госдуме. Депутаты готовят изменения в налоговое законодательство. Согласно им средства на реконструкцию и строительство ледоколов будут выделять судовладельцы, которые пользуются услугами этих кораблей. По словам главы подкомитета Думы по атомной энергетике Константина Зайцева, планируется ввести так называемый «ледовый сбор» - подобно транспортному налогу с автомобилистов. Вырученные деньги будут поступать в бюджет атомного ледокольного флота.
Сейчас, напомним, «Балтийский завод» выполняет 10-миллиардный контракт Росатома на строительство серии первых в мире плавучих атомных электростанций (ПАТЭС). В 2011 году первая ПАТЭС уже будет работать. Как отметил Кириенко, этот проект вызвал интерес у иностранных партнеров, которые выразили желание приобретать «плавучки».
Напомним, что 21 апреля выступая на форуме «Атомная энергия, общество, безопасность» Сергей Кириенко заявил, что несмотря на кризис, атомная энергетика остается приоритетным направлением в развитии энергетики страны. По мнению главы «Росатома», в ближайшие 30-40 лет мир не сможет обойтись без атомной энергетики, но в предстоящие два-три года будет наблюдаться небольшое ослабление спроса на новые объекты — за это время в России в области атомной энергетики должны быть произведены кардинальные изменения. В частности, он объявил, что российский мирный атом должен идти на открытый рынок, интегрироваться в мировой процесс развития отрасли.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»