Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Симфония идеального государства

Симфония идеального государства

475
www.regtime.ru

“Конституция – это должное, жизнь – это сущее”. Достичь полной гармонии невозможно, но не стремиться к балансу просто нельзя. Своеобразной попыткой найти точки соприкосновения мечты и реальности, обозначить проблемы современной России и нащупать пути решения стали Сенатские чтения.

Цикл лекций под исторической крышей Сената и Синода инициировали судьи Конституционного суда. Среди слушателей - представители всех ветвей власти, ученые-правоведы, юристы-практики и студенты. Идею проведения самих чтений подсказал Петербург, а вот модель идеального государства – Моцарт.

Сенатские чтения были проанонсированы как возрождение традиции публичных дискуссий по актуальным проблемам современной России. Название родилось благодаря нынешней “прописке” организаторов. Тему первой лекции подсказали время и мировой кризис. Валерий Зорькин, выступая в зале бывшего Сената не как председатель КС, а как доктор юридических наук и профессор, назвал свой доклад «Конституционные основы правового государства в России. Проблемы реализации». Вопреки ожиданию юридическая лекция оказалась не нудным прочтением научного труда, понятного только узкому кругу специалистов, а увлекательной и познавательной беседой. Во многом это обусловлено незаурядной личностью самого докладчика, но свою лепту внесла и оригинальная подача материала.

Мировой финансовый кризис, по всей вероятности, не мог не стать лейтмотивом первых Сенатских чтений. Как заявил Валерий Зорькин, главный кризис - это крах правового государства западного типа. После того, что случилось на фондовых рынках, вряд ли можно утверждать, что США - это эталон правового государства. “Несколько десятилетий они служили классическим образцом государственной и экономической модели. Теперь приоткрыто закулисье их финансово-резервной системы, выяснилось, что мошенничества на фондовых рынках определяли мировую политику, а весь рынок оказался насквозь фальшив, и представлял он, в немалой степени, интересы мафиозных структур. Получается, кризис стал следствием того, что был нарушен принцип верховенства права”, - Зорькин отметил, что не нужно злорадствовать по поводу неудач США, как-никак, они все сказались и на нас.

Россия же сейчас находится в стадии переходного периода. Уйдя почти два десятилетия назад от советского режима, страна так до сих пор и не стала правовым государством. Но 20 лет – слишком маленький срок. «Нельзя за 4 месяца получить то, что за 9 месяцев получается, - убежден глава КС, - США как единое государство формировалось 200 с лишним лет”. В анархическом порыве сметая государственный строй и лихорадочно создавая что-то новое, легко можно заблудиться. Полная апатия, в свою очередь, приведет только к краху.

Речь докладчика неожиданно прервала музыка. Громкая, тяжелая для слуха, с явными мотивами похоронного марша. В гробовом молчании опешивших слушателей Валерий Зорькин предложил послушать этот же фрагмент в другом ключе. В истеричном визге скрипок трудно было даже предположить, какое именно произведение демонстрирует лектор. “Чтобы убедится, что между двумя крайностями, между глобальным и идеальным вариантом сию минуту и другой крайностью, когда государство устраним вообще, пусть оно занимается своими делами, сами все сделаем, есть все же великие шедевры практического искусства". В подтверждение этих слов триумфально зазвучала великая 40-я симфония Моцарта, символизирующая, по мнению Зорькина, оптимальную модель государства. “Конституция – это должное, жизнь – это сущее, полной гармонии не бывает никогда”, - заявил Валерий Зорькин, подчеркнув, что только соединение этих двух составляющих и есть истина, к которой нужно стремиться, ведь “у жизни есть свои законы и свои права”.

До идеального по своей сути и содержанию государства России еще очень далеко. Но к чему приводит излишняя спешка, нам наглядно демонстрирует история. Валерий Зорькин привел в качестве примера позорное пятно на репутации человечества, когда уважаемая европейская страна погрязла в нацизме. Поражение в I мировой войне обрушило на вновь образовавшуюся Веймарскую республику тяжесть контрибуций, породило экономический кризис, безработицу и рост преступности. Демократические принципы тогдашней Германии, внешне близкие к идеальным, не соответствовали реальной обстановке в стране. Хаос свел с ума культурный немецкий народ. В результате к власти пришел Гитлер.

Переходный период – всегда болезненный, уверен Валерий Зорькин, но ошибочно допускать “развинчивание гаек”. У России есть и свой печальный опыт - парад суверенитетов в 91-м году причинил много горя и повлек за собой беспредел 93-го и смуту последующих лет. На современном этапе развития Валерий Зорькин допускает присутствие элементов авторитаризма. «Нет ничего легче, чем начать сейчас развинчивать гайки, прикрываясь доводом о том, что Россия якобы превращается в авторитарное государство. Но на смену чиновничьему произволу придет бандитский, произвол силовиков и экстремистов”, - убежден юрист. “Ни Франклин Рузвельт, ни Шарль де Голль не боялись обвинений в авторитаризме», - подчеркнул он. Но, принимая волевые решения, власть не должна опускаться до планки диктатуры, авторитарные элементы допустимы только в рамках Конституции.

Мировое правление, идея создания которого рождена кризисом, Валерий Зорькин считает не более, чем фантастикой. Попытка создать глобальное правительство развяжет только глобальную войну между желающими и несогласными. Но не станет панацеей. Решать проблемы нужно на местах. Борьба с правовым нигилизмом, чиновничьим произволом, несовершенством (мягко говоря) судебной системы – задача сложная, но выполнимая. Найти правильное решение, наверное, такой же труд, как создать 40-ю симфонию. Нужно всего лишь, чтобы за дело взялся гений, а направление подскажет сам Моцарт. Быть может, это всего лишь совпадение, но доктор искусствоведения, профессор Иван Федосеев писал о выбранной Зорькиным симфонии так: “ В целом музыка носит сосредоточенный, уравновешенный характер, однако “дыхание” первой части проявляет себя в спорадически возникающих сполохах необъяснимой тревоги и душевного смятения. ... Лежащий в основе их интервал кварты придает движению особую мужественность и целеустремленность, патетика едва ли не перерастает в героику. Близкий по форме I части, финал ... в целом более компактен и сконцентрирован. Несмотря на разнохарактерность образов симфонии, ее глубокую человечность, музыка неизменно пронизана особой, поистине неземной красотой”.

Юлия Никитина, “Фонтанка.ру”

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях