Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город В контакте с городом (фото)

В контакте с городом (фото)

880

«Радиодирекция» Ленинграда 75 лет назад имела в городе 51 тысячу точек. Сегодня передача в квартиры радиосигнала перестает быть главной задачей «Радиотрансляционной сети», она становится постепенно интернет-провайдером. Но при этом оповещение жителей в случае чрезвычайных ситуаций остается прерогативой только ее сотрудников.

75 лет назад нарком Рыков подписал распоряжение о выделении проводной радиотрансляционной сети Ленинграда в отдельную организацию, подведомственную только самому наркому связи. «Радиодирекция» Ленинграда имела в городе 51 тысячу радиоточек. Главный час для радиоточек и установленных на улицах динамиков наступил во время блокады. Из рупора советской пропаганды они превратились в средство выживания для города. Именно сотрудники сети включали легендарный метроном и сообщали о налетах фашисткой авиации. Советское время запомнилось и не менее легендарными трехкнопочными приемниками. По ним было невозможно услышать «вражеские голоса», но о происходящем в городе радиоточки сообщали исправно.

Сейчас, казалось бы, проводное радио окончательно устарело. Ему и с телевидением, и с волновым эфиром было соревноваться нелегко, а уж с интернетом и прочими современными технологиями вовсе нереально. Но директор ФГУП «Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга» Владимир Антонов другого мнения. «Я и сам думал, что мы потеряем клиентов. Но этого не происходит. В городских квартирах по-прежнему работает 1,5 миллиона радиоточек. Народ даже если не слушает, то на всякий случай не снимает. Хотя, по нашим подсчетам, 30 процентов от этих точек все-таки используются по назначению», - признался «Фонтанке» Антонов.

Проводное вещание развивалось в СССР с 1925 года. Первые динамики вывесили на Невском проспекте, у Гостиного Двора. Один из старинных реставрированных громкоговорителей висит сейчас на Малой Садовой. «Наша сфера никогда не была на первом месте — главным была телефония. Затем на проводное радио сделали ставку как на рупор партии. А в блокаду нужно было как-то поднимать моральный дух людей и информировать их о происходящем. Обычные приемники, даже если они и были в то время, изымались. Ведь их легко могла использовать вражеская пропаганда (Да и сейчас надо отбирать их, если будет военное положение). Наши предшественники задавали ритм города. 50-60 ударов метронома, когда все спокойно. При угрозе налета он бился в два разе чаще. Спасали жизни, предупреждая о налетах», - говорит директор «Радиотрансляционной сети».

С теми людьми, что отработали всю блокаду на радиоточке, довелось пообщаться старейшему сотруднику нынешней «Радиотрансляционной сети Санкт-Петербурга» Татьяне Формозовой. Она трудится на своем рабочем месте уже 50 лет. «Это были удивительные люди, которые не просто работали в годы войны (что уже подвиг) — они давали тот самый легендарный метроном. Почему-то считается, что он запускался из Дома радио, но это не так — все было в наших помещениях. Молодые женщины делали все это. Трудности войны не ожесточили, а наоборот сплотили и сделали их добрее. Как оказалось, когда человек переживает много трудностей, он скорее поймет другого. Мне очень повезло, что довелось трудиться в таком коллективе», - рассказала «Фонтанке» Тамара Формозова.

Сама Тамара Ивановна, впрочем, тоже человек уникальный. В своем преклонном возрасте она в курсе всех технических новинок. Свободное время, как вся молодежь, она проводит в социальных сетях - «Одноклассники», «ВКонтакте» и т.д.

«Мне повезло с работой, здесь все время было движение, все время что-то модернизировалось, внедрялось. Нужно было изучать что-то новое, так что не закостенеешь. Все время приходилось думать. Сейчас в "Одноклассниках" могу общаться только с двумя выпускниками моего класса, закончившими его в 1956 году, причем за одного из них на связь выходит дочка. Тому поколению сложно с компьютерами. А я, работая здесь, вынуждена была первой начать их осваивать. Технический прогресс не дает мозгам застояться», - считает она.

Дома у Тамары Формозовой радиоточка стоит, но она призналась корреспонденту «Фонтанки», что в последние годы перестала её включать: «А зачем? В компьютере мессенджер, три браузера, зайду на мейл, яндекс и рамблер. Все, что интересовало, узнаю. Проводное вещание, конечно, морально устаревает. Но радиоточка остается средством оповещения. Вот в Сочи было землетрясение, и выяснилось, что только через радиоточки можно было оповестить людей о происходящем».

Директор ФГУП «Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга» согласен со своей старейшей сотрудницей, что передача в квартиры радиосигнала постепенно перестает быть самой главной задачей «Радиотрансляционной сети». На первое место выходит задача оповещения жителей о чрезвычайных ситуациях. Хотя есть и другие варианты развития сети.

«В Москве недавно была представлена социальная розетка — она включает весь пакет, и радио, и телевидение, и интернет. Для нас это тоже путь развития. Тем более, что наша организация постепенно превращается в одного из крупнейших в Петербурге интернет-провайдеров. Почти 12 лет назад мы начали строить на крышах волоконно-оптические линии связи. Можно сказать, что мы хозяева воздуха. 2000 км. волокна уложено для "Петерстара", "Метрокома", "Совинтела" и других провайдеров, которым не хватает места на земле. Мы же берем условно в аренду часть этого волокна, и сейчас сделали одну из мощнейших в городе сетей», - говорит Антонов.

Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»

1 из 4
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34