Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество День следствия

День следствия

804

6 апреля - профессиональный праздник милицейского следствия. Накануне этого дня корреспондент «Фонтанки» встретился с начальником следственной части ГУ МВД по СЗФО Сергеем Панфиловым. Разговор шел о проблемах современного следствия, финансовом кризисе и самых громких делах, расследование которых ведут следователи.

6 апреля - профессиональный праздник милицейского следствия. Накануне этого дня корреспондент «Фонтанки» встретился с начальником следственной части ГУ МВД по СЗФО Сергеем Панфиловым. Разговор шел о проблемах современного следствия, финансовом кризисе и самых громких делах, расследование которых ведут следователи.

- Сергей Владимирович, какова основная специфика дел, расследование которых ведет Ваша следственная часть?

- Мы в первую очередь ориентированы на работу по материалам, которые собирают наши оперативники. В ГУ МВД по СЗФО на данный момент три оперативно-розыскных части — по общеуголовным преступлениям, по линии экономики и по экстремизму. Последнее направление больше относится к ведению прокуратуры. Если говорить более широко, то у нас есть дела по грабежам, убийствам, транспортировке наркотиков, контрабанде, мошенничеству, налоговым нарушениям и по ряду должностных преступлений на коммерческих предприятиях. Есть дела с квалификацией «бандитизм» и «организация преступного сообщества». Всего 32 состава. Одно из последних — так называемое «мясное дело» о незаконных поставках из Китая через Морпорт. Объем работы там был громадный. На данный момент фигурантам дела предъявлено обвинение, и вскоре оно будет закончено и передано в суд. Можно сказать, что у нас в СЧ все дела значимые.

Ряд материалов мы просто регистрируем и отправляем по подследственности — к нам часто обращаются люди с жалобами на те или иные факты и просят рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. Но мы не всегда правомочны их рассматривать.

- Финансовый кризис как-то отразился на работе следственной части? Стало ли больше экономических дел?

- Можно сказать, что с приходом кризиса обострилась ситуация с преступностью в целом. Так, в последнее время сводки по Вологодской области напоминают сводки с фронтов. Только в Череповце, где главное предприятие «Северсталь» работает с перебоями, без работы остались 8 тысяч человек. Им чем-то надо заниматься, чем-то кормить семью - вот и растет как на дрожжах количество грабежей, разбоев. А если говорить об экономических преступлениях, то мы с удивлением наблюдаем возвращение такого вида преступности, как использование поддельных визовок, векселей.

- ...финансовых пирамид.

- У нас есть в производстве одно такое дело. Ему, страшно сказать, сколько лет. Мы его возбудили в 2002 году по фактам деятельности благотворительного фонда содействия социальным инициативам «Антарес». Суть дела в том, что группой товарищей под предлогом участия в семинаре заманивался простой гражданин. Потом его приглашали на персональное собеседование, где с использованием приемов психологического воздействия предлагалось вступить в фонд. И заплатить первоначальный взнос — порядка 34 тысяч рублей. Работа в фонде для таких участников заключалась в том, что они должны были привлечь в него еще 3-4 человек, которые также должны были заплатить вступительные взносы, с которых затем первое лицо, якобы, должно было получить проценты. Таким образом, сотрудниками «Антареса» стало порядка 600 человек из Новгорода, Пскова, Вологодской области и Петербурга. Сейчас по делу, возбужденному по статьям 159, часть 4 (мошенничество в особо крупном размере) и 210 (организация преступного сообщества), проходят 33 человека. Дело, состоящее из 400 томов, закончено, и сейчас мы знакомим с его материалами потерпевших.

- Немалое внимание сейчас правоохранительным органам приходится уделять и банковской сфере, ведь не секрет, что разорение этих финансовых структур, их закрытие зачастую является результатом работы в неправовом поле.

- Не подумайте, что хвалюсь, но наша следственная часть была одной из первых в России, которая возбудила и довела до логического конца — обвинительного приговора — дело о незаконной банковской деятельности. В ходе расследования пришлось столкнуться с большим количеством проблем - в основном с квалификацией деяний, так как такой практики до этого не было. Нам приходилось отстаивать свою точку зрения и даже подключать один из институтов, который давал толкование того или иного понятия. Например, что такое «незаконная банковская деятельность» и как ее понимать. И как итог, в 2008 году, был вынесен приговор. И хотя он нас не совсем устраивает, так как там не было реального срока, тем не менее, это был обвинительный приговор, что уже говорит о том, что все наши действия были правильные, законные и обоснованные. Сейчас следственная часть продолжает расследовать два других уголовных дела (выделенных из основного) - по уклонению от уплаты налогов.

- Дела, о которых Вы говорите, объемные и сложные. Хватает ли, по Вашей оценке, в следственной части сил, средств и опыта для их расследования? Много ли у Вас молодых сотрудников? Большой ли некомплект?

- Для нас, как и для большинства следственных органов — это очень актуальная тема. 2,5 года назад, когда серьезно реформировалось следствие, из нашей структуры ушли все. И пришлось комплектовать следственную часть с нуля, и в основном молодыми сотрудниками. В настоящее время у нас свободны одна-две вакансии. Сотрудники набирают опыт работы. Конечно же, хотелось бы, чтобы они были более опытными и более самостоятельными. Но готовых специалистов никто и никогда не даст, они ведь на улице не валяются, и не просят «возьмите меня». Вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы подготовить грамотного специалиста, нужно не менее 5-7 лет. А если говорить о профессионале широкого профиля, то и все десять.

- То есть Вам пришлось стать кузницей кадров?

- Для самих себя. А так всегда и бывает - в любом районном звене, и в ГСУ, и у нас. Бывает, что сотрудник, проработав года два-три, понимает, что это не его призвание, уходит. Но они же все получили навыки, опыт. И на моей памяти, вне зависимости от того, куда ушли — в госструктуру или в коммерческую, никто не пропал, все при хорошей зарплате.

- Какую бы Вы поставили оценку своим сотрудникам по итогам года?

- Ну, я бы сам себя оценивать не стал. Это обычно делает Следственный комитет. Могу только сказать, что по результатам работы за 2008 год мне было присвоено звание генерал-майор.

- То есть твердая пятерка?

- Я бы пятерку не поставил, всегда есть над чем работать. У нас наблюдается рост по всем показателям. В суд направлено в три раза больше дел, чем в 2007 году. Нарушений законности не допустили. Брака не допустили. Взаимодействие в три раза больше по сравнению с прошлым годом. Но нет предела совершенству. Сейчас у нас в остатке 40 дел, и у каждого следователя по шесть дел. Так что будем работать. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить своих коллег и их семьи. А также наших ветеранов, которые и сейчас оказывают нашей молодежи посильную помощь.

Беседу вела Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях