Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Ненавязчивый налоговый сервис

Ненавязчивый налоговый сервис

513
briansk.ru

У тех, кто хочет или не хочет, но должен подать декларацию о доходах, осталось меньше месяца. В налоговых инспекциях по традиции выстраиваются огромные очереди – граждане, как всегда, откладывают эту хлопотную процедуру до последнего, мало доверяя пересылке документа по почте. Мытарства декларанта испытал на себе корреспондент «Фонтанки».

То, что подача декларации – дело непростое, до сих пор я знала лишь по рассказам знакомых. В этом году мне посчастливилось поменять место жительства. Но эйфория от этого вскоре прошла: радостные хлопоты сменились бытовыми заботами, а перепрописка обернулась проблемами со сменой документов. Пришлось наведаться и в налоговую – даже если бы я решила «простить» государству налоговый вычет за приобретенную квартиру, мне следовало бы подать декларацию о доходах за проданную.

В налоговой инспекции Кировского района Петербурга с раннего утра яблоку было негде упасть. На каждом из окошек первого этажа висело объявление «Справок не даем, обращайтесь в окно 11». Чтобы последовать совету, сначала нужно было взять в электронном терминале квиточек с номером. Процедура, к которой привыкли за рубежом, в России приживается с трудом. Часть людей все равно пытается попасть в справочное, равно как и к другим окнам налоговой через «живую очередь». У терминала стало понятно почему – чтобы разобраться, в какую именно очередь нужно взять талончик, порой не хватает даже высшего образования. Не помогает оно и при изучении образцов заполнения декларации. Именно поэтому львиная доля декларантов сначала стремится попасть в консультационный пункт по ее заполнению. Ждать своей очереди приходится долго: за два часа работы кабинет, дай бог, принял человек 10, а стоят туда сотнями. Кроме того, в этом же пункте выдаются бланки декларации (не все имеют возможность скачать и распечатать их из интернета, а некоторые просто боятся запутаться в листах – ведь у каждого свой «пакет»). Так что инспектор постоянно отвлекается. Почему не открыть как можно больше консультаций, ведь во время декларационной кампании это самая востребованная услуга?

Побывав в пункте «скорой помощи», люди отправляются в другую очередь – к инспекторам, которые принимают декларации. В ней уже стоят те, кто заполнил документ «с колес» (разобравшись по публикациям в интернете или по справочным материалам в самой налоговой) и те, кому помогли «специально обученные» люди (естественно, не бесплатно). Из кабинетов периодически выходят разъяренные декларанты, которых «завернули» в консультационный пункт. Один из жителей Кировского района, пришедший в налоговую не в первый раз, подсчитал – на один такой круг уходит минимум 3-4 часа. Но он по-прежнему с маниакальным упорством продолжает стоять в очередях. Тому две причины. Во-первых, для подачи декларации на почте порой тратится не меньше времени. Во-вторых, сдав документ в налоговой, человек может быть уверен – после всех «дантовых кругов» он заполнен правильно.

Корреспонденту «Фонтанки» расквитаться с государством за один день не удалось – выяснилось, что для начала требуется «поменять ИНН». Консультант выразилась именно так, а возражения типа «но этот же номер дается на всю жизнь!» гневно отмела. Выяснить, что меняется не номер, а лишь само свидетельство, помог интернет и контрольный звонок в справочное инспекции, куда удалось прорваться через пару часов методичного прозвона. При этом пришлось задать пару наводящих вопросов, потому что этот специалист налоговой также настаивал на том, что «нужно поменять ИНН». Эта замена будет стоить 5 рублей (за бланк заявления) и два потерянных дня – один на подачу заявления, другой – на получение нового свидетельства, без которого, как оказалось, декларацию все равно не примут.

На всю оставшуюся жизнь

Эксперты и даже сами налоговики, шокированные рассказом корреспондента «Фонтанки», в один голос заявили: «ИНН никогда не меняется! Это тот идентификатор, который выдается человеку на всю жизнь и остается, даже если он меняет фамилию, место жительства и т.д.». Именно его и надо указывать в декларации.

«Нельзя путать две категории – ИНН и свидетельство о постановке на налоговый учет, – поясняет Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». – ИНН, грубо говоря – число, состоящее из 12 цифр. Этот номер не подлежит изменению ни при смене места жительства, ни при смене фамилии.

Относительно замены свидетельства о постановке на учет: ни Налоговый кодекс РФ, ни иные нормативные акты не содержат норм, обязывающих налогоплательщика подавать заявление об изменении персональных данных. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния, обязаны сообщать о соответствующих фактах в налоговую службу.

Таким образом, обязанности по подаче заявления нет. Другое дело, что для удобства можно самостоятельно подать такое заявление – например, чтобы избежать вопросов, касающихся расхождений в данных свидетельства и документах, удостоверяющих личность».

С ним солидарен и Даниил Казин, юрист юридической фирмы «S&K Вертикаль»: «Сам идентификационный номер налогоплательщика при смене места жительства не подлежит изменению. Но если свидетельство выдано по старой форме (новую утвердили в 2006 году) и вас поставили на учет в налоговом органе по новому месту жительства, то такое свидетельство подлежит замене».

В Управлении Федеральной налоговой службы по Ленинградской области журналисту «Фонтанки» также пояснили, что закон не обязывает граждан подавать заявления при переезде в другой район или город – есть специальная технология взаимодействия структур Федеральной миграционной службы (которая занимается регистрацией граждан) и налогового ведомства по передаче данных в электронном виде. Никаких активных действий для постановки на учет гражданин предпринимать не должен. Но если он через месяц после регистрации по новому месту жительства не получит уведомления из налоговой инспекции, стоит беспокоиться и обратиться самому. Виновниками задержки могут быть только должностные лица – либо налоговики, либо миграционная служба. В любом случае налогоплательщику не вправе отказать в приеме декларации.

Нулевой налог – сторублевый штраф

В список тех, кто обязан подавать декларацию, входят более десятка категорий. Это все, кто получил хотя бы рубль дохода и с него не удержали соответственно 13 копеек налога. Например, сдавал квартиру или комнату, продал недвижимость, автомобиль, антиквариат или золото, работал в качестве репетитора, горничной, водителя и т.д. «В прошлом году я выиграл в конкурсе мобильный телефон, – радуется и негодует одновременно Сергей З. – Я готов заплатить с его стоимости копеечный налог, но собирать справки с десяти мест работы и заполнять декларацию – увольте».

Нежелание возиться с бумажками может обойтись Сергею серьезными санкциями. «В течение первых 6 месяцев за несдачу в установленный срок налоговой декларации гражданину будет начисляться ежемесячный штраф в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации, но не менее 100 рублей. Если с наступления установленного законом срока прошло более шести месяцев, а декларация не представлена, то штраф составляет 30 процентов суммы налога плюс 10 процентов от суммы налога за каждый месяц просрочки, начиная с 7-го месяца, – разъясняет Даниил Казин. – Таким образом, даже если сумма налога равна нулю (например, полностью закрывается налоговым вычетом), то на гражданина может быть наложен штраф в размере 100 рублей».

Николай Вильчур предлагает «ленивым» простой способ решения вопроса: «Я бы сдал декларацию со справкой по одному месту работы, и, разумеется, заплатил налог со стоимости подарка (мобильника). Декларация сдана, налог уплачен, предусмотренную законом обязанность гражданин исполнил. А за то, что в декларации неполные сведения (при условии полной уплаты налога) ответственности нет».

Для упрощения заполнения объемной декларации можно воспользоваться бесплатной программой, которая размещена на сайте налогового ведомства. В любом случае документ нужно будет распечатать на принтере, подписать и отнести в инспекцию лично. Либо отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Закон разрешает передавать декларации и в электронном виде, но только с электронно-цифровой подписью через специализированного оператора связи. Что, соответственно, намного дороже и сложнее, чем обычная почта.

Светлана Борисова,
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях