Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Школьники столкнулись с коррупцией

Школьники столкнулись с коррупцией

501
bryanskedu.net

Мировоззрение питерских школьников сделают «антикоррупционным». С 6 класса ребята будут постигать историю вопроса взяточничества в России. По замыслу Смольного, это сформирует стойкое отвращение подростков к мздоимству. Пособие к новому учебному году уже подготовлено. Документ изучала «Фонтанка».

Дети, не разочаровывайте демократию!

Отчаянная борьба Смольного со взяточниками породила любопытную новацию для питерских школ ― учебно-методическое пособие под названием «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников». По инициативе комитета по образованию этот документ разработали в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. На днях пособие выйдет в печать, а с началом нового учебного года ― попадет в руки учителям городских школ. Антикоррупционное мировоззрение будут прививать на предметах обществознания, истории и правоведения. «Учитель сам решает, как воспользоваться методичкой на своем уроке. Она рассчитана на 6-11 классы школ, и даже на студентов начальных курсов», - рассказала «Фонтанке» автор-составитель пособия, кандидат педагогических наук Ольга Журавлева.

Что же привьет подросткам мысль, что брать и давать взятки ― нехорошо? - История. Внушительная часть документа посвящена знакомству с историческим опытом борьбы с мздоимством. Начиная со времен Ветхого Завета и Древней Руси до современного национального проекта Медведева. В общем, когда взяточников били, когда штрафовали, а когда — казнили. Родители школьников с советским прошлым могут сравнить свой опыт с описанным в пособии. Как гласит методичка, в советское время замалчивание коррупции вело к неудачам в борьбе с ней. И хотя за взятки судили только за один год 6 тысяч советских граждан (в 1980), эта борьба «не затрагивала верхние уровни власти». Зато во времена Андропова «люди свободно заговорили о непристойных делах руководителей различного уровня». В качестве примера - случай в советском вузе: «Иногда на экзаменах дело доходило до абсурда: студенты приносили цветы в день экзаменов, которые дарили преподавателям, а те, боясь ответственности за взятки, не начинали работу, пока цветы не окажутся в мусорном контейнере». Коррупционеров карали строго: показательный процесс прошел в начале 80-х над директором московского гастронома «Елисеевский» Юрием Соколовым, которого приговорили к высшей мере наказания - расстрелу.

Взяточничество становится в ряд вечных проблем ― вывод, который, очевидно, сделает школьник после этого краткого экскурса в историю. (Впору поговорить о ней на уроках литературы ― наряду с такими же вечными проблемами «отцов и детей» или «лишних людей»).

В блоке «Антикоррупционная политика современной России» - все больше о национальном плане Дмитрия Анатольевича. Коррупция продолжает поражать страну ― президент борется.

Школьникам разъясняют, что есть и объективные причины процветания взяточничества: во-первых, страна огромная, за всеми не уследишь («организовать эффективный контроль государственного аппарата, особенно на окраинах, здесь труднее, чем, например, в Бельгии»). А во-вторых ― такова «особенность массового сознания, в котором закон не получил еще значения высшей силы». А вообще коррупция ― вредное занятие, потому как ведет к «потере налогов» или «разочарованию в демократии». Весьма весомые аргументы для каждого подростка, согласитесь.


«Черный» оборот в вузах - миллиард долларов в год

Отдельной темой рассказывается о коррупции при поступлении в вуз. «В стране создан ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера нередко превращается в прибыльный бизнес. Придумано множество способов опустошения родительских кошельков, - идут на откровенность создатели методички. - Российские семьи (свыше 90%) очень стремятся к тому, чтобы их дети получили высшее образование. Примерно 90% из них готовы идти на высокие материальные траты. Всего в вузы поступают не менее 55% выпускников школ. Но общеизвестно, что такое количество лиц, имеющих высшее образование, не в состоянии потребить наша экономика. Ее нужды составляют всего лишь 25 % от общего числа. Однако мало кто из родителей задумывается о том, что масса юристов, экономистов, психологов работает по окончанию вуза не по специальности».

Далее школьники должны сделать сокрушительный вывод: «Высшее образование - это еще не гарант стабильности в жизни. Для того чтобы "выбиться в люди" требуется зачастую не один год, а иногда и десятки лет. Кроме того, "покупное образование" не гарантирует престижной работы. Студент, поступивший в вуз и проучившийся за взятки, не в состоянии показать, придя на рабочее место, хоть сколько-нибудь достойных знаний. Работодатель, взявший такого работника, постарается избавиться от него сразу же по окончании испытательного срока».

Методичка предупреждает абитуриента о хитростях лихоимства: «коррупция в сфере образования принимает различные формы, а «черные» обороты в высшем образовании составляют около 1 миллиарда долларов в год». Классификация взяток в вузах выглядит так:

1. «чистые взятки, которые берет преподаватель за «успешно» сданный экзамен, будь то вступительный, выпускной или промежуточный»
2. «благотворительный взнос на развитие» вуза. Причем их расходование совершенно непрозрачно»
3. «подготовительные курсы при вузах», гарантирующие стопроцентное поступление».
4. «продажа дипломов».

Не удивляйтесь, если ваши дети будут просить помочь написать эссе на тему «Взятка – средство "легкого" решения вопроса?..». Или - «Как победить коррупцию?». Это темы для итоговых работ по курсу антикоррупционного мировоззрения. Придется подключить библиотеку, чтобы написать, например, сочинение «Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве» (хотя интереснее было бы заменить образы воображаемых взяточников на реальных).

Скептики утверждают, что «история взяток», наоборот, ― научит плохому. Ведь, судя по истории, получается, что коррупция вечно была неким стереотипом поведения власть имущих - в России воровали почти всегда и почти все. А боролись со взяточниками не очень успешно. На эту претензию автор пособия Ольга Журавлева отвечает так: «Когда у школьника или студента будет представление о таком негативном явлении, как коррупция, тогда его надо переводить в убеждение. Например, с помощью деловых игр, в ходе которых ребята будут обсуждать проблему, дискутировать. В споре рождается истина. Если вообще ничего не говорить ― они столкнутся с проблемой на собственном опыте, не имея навыков антикоррупционного поведения».

Игра «Город коррупции», по замыслу, наглядно покажет школьникам, какие сферы жизни подвержены коррупции. А игра «Приемная комиссия» поможет при поступлении в вуз. Вероятно, кому-то придется сыграть роль подкупного члена приемной комиссии или абитуриента, соблазняющего взяткой. Но учитель должен рассказать, «как правильно», а школьникам главное ― в роль не войти. В общем, пособие написано в духе «пусть знают жизнь».

Ольга Журавлева заметила, что методичка уже прошла через региональный экспертный совет Комитета по образованию. Но учителей невозможно обязать пользоваться этим пособием, ведь его нет в стандарте образования. Между тем председатель Комитета по образованию Ольга Иванова рассказала корреспонденту «Фонтанки», что нашу питерскую «антикоррупционную составляющую» учебных программ нет нужды согласовывать с федеральными чиновниками. А школы Петербурга, в свою очередь, «не могут быть против», потому что - «так надо».

Хотя если пособие все-таки не приживется в школах, думается, оно не пропадет. Учебник по «антикоррупционному мировоззрению» в тех же кабинетах Смольного - пригодится. Тем более на некоторые итоговые вопросы методички там отвечают уже не первый год. Чиновничье эссе на тему «Влияет ли продажность должностных лиц на разложение нравственной и экономической системы в обществе?» дорогого стоит.

Эвелина Барсегян,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях