Руководство компании “Форд Россия” предложило сотрудникам завода во Всеволожске перейти на сокращенную рабочую неделю. Компания планирует снизить объемы производства и работать только четыре дня в неделю. Профсоюз, в адрес которого было направлено это предложение, выступил резко против пересмотра графика. Лидеры профсоюза уверены, что “четырехдневка” ухудшит финансовое положение рядовых сотрудников.
По словам представителей профсоюза, руководство предлагает перейти на сокращенный график с июня. Официально же “Форд” сроки перехода на четырехдневку не комментирует. Уточняется только, что компания ожидает письменного ответа от профсоюза до конца дня. Переговоры с сотрудниками по этому вопросу собираются провести 6 апреля.
“Прогнозируя дальнейшее общее падение продаж новых автомобилей на российском рынке (прогноз по автоиндустрии в 2009 году в целом составляет 1.6 млн автомобилей, т.е. 47% падение), компания “Форд” в России корректирует объемы производства. Чтобы избежать сокращения работников завода, руководство вынесло предложение о введении сокращенной четырехдневной рабочей недели, как это было сделано на европейских заводах компании”, - так объяснила “Фонтанке” причину решения директор по связям с общественностью компании “Форд Россия” Екатерина Кулиненко. Она также отметила, что компания будет следить за ситуацией на российском рынке и принимать дальнейшие решения по коррекции объемов производства, если это будет необходимо.
У работников же, как выяснилось, другое видение ситуации. По их словам, сокращение рабочей недели приведет к ухудшению финансового положения сотрудников завода (зарплата сократится пропорционально урезанию графика). Сейчас средняя оплата труда на заводе составляет 27 тысяч рублей.
Вечером 2 апреля на официальном сайте профсоюза завода во Всеволожске появилось заявление от работников с критикой предложения “Форд Россия”. Автор сообщения – лидер профсоюза Алексей Этманов обращает внимание на то, что в своем запросе руководство компании не представило экономического обоснования необходимости изменения графика работы предприятия.
Не получив этого обоснования, Этманов провел собственные расчеты и пришел к выводу о том, что даже с учетом падения продаж, компания в 2009 году получит стабильный доход. “Несмотря на снижение заводом объема выпускаемой продукции с 65 тыс. автомобилей марки Ford Focus в 2008 году до планового уровня 63 тыс. автомобилей марки Ford Focus и Ford Mondeo в 2009 году компания получит существенную прибыль от собственного производства в размере не менее 1-1,5 миллиарда рублей. Прирост численности работников с учетом запуска нового производства (автомобилей марки Ford Mondeo) не является избыточным, а доля расходов на оплату труда в себестоимости выпускаемой продукции не критична с точки зрения издержек”, - значится в сообщении.
Кроме того, отмечает Этманов, сокращение “Фордом” импорта в Россию автомобилей Ford Focus до 1% в год даст возможность продавать больше машин, сделанных на заводе во Всеволожске. Письмо профсоюза заканчивается предупреждением в адрес руководства: “введение режима неполной рабочей недели профсоюзный комитет расценивает как недобросовестное ведение бизнеса в условиях финансового кризиса и оставляет за собой право обратиться к правительству Ленинградской области с целью прояснения ситуации, происходящей на заводе”.
К моменту выхода публикации “Форд Россия” на письмо профсоюза ответ не подготовил. По словам Кулиненко, для того чтобы давать официальный комментарий, с письмом должно ознакомиться кадровое руководство компании. Но, видимо, компании придется договариваться с профсоюзом полюбовно, ведь трудовой договор, подписанный между работодателем и сотрудниками, предполагает коллегиальное рассмотрение таких вопросов.
До сих пор за все время кризиса профсоюз “Форда”, славившийся громкими забастовками, проявлял удивительную лояльность по отношению к руководству. Например, когда “Форд” принял решение об остановке конвейера на месяц в новогодние и рождественские каникулы, Алексей Этманов выступал с заявлениями о том, что понимает позицию компании, которой тяжело выживать во время кризиса.
Сложная ситуация, как известно, складывается на предприятиях GM и Toyota в Шушарах. Сейчас оба производителя приостановили работу: GM на две недели до 13 апреля, Toyota – с 30 марта по 7 апреля. Работники, находящиеся на вынужденном простое, получают 2/3 заработной платы, то есть около 11 тысяч рублей. Кроме того, работники GM с 9 февраля работают только три дня в неделю.
Маша Могилевская,
“Фонтанка.ру”