Службе скорой помощи Петербурга в этом году исполнилось 110 лет. О проблемах и новшествах службы рассуждает главный врач петербургской скорой Алексей Бойков. Также он отвечает на вопросы читателей "Фонтанки"
Службе скорой помощи Петербурга в этом году исполнилось 110 лет. О том, что на сегодняшний день представляет собой служба «03», с какими проблемами сталкивается и какие новшества использует «Фонтанка» расспросила главного врача петербургской скорой Алексея Бойкова. Он ответил и на вопросы наших читателей.
- В январе 1899 года, когда была основана служба, на полуторомиллионный Петербург было открыто 5 подстанций, каждой из которых было передано по 2 пароконных экипажа и прикомандировано по 2 санитара со всем необходимым для первой помощи. А что сейчас представляет из себя скорая Северной столицы?
- Сегодня Городская станция скорой медицинской помощи - это 26 подстанций в различных районах города, 180 круглосуточных выездных бригад и более 2 тысяч сотрудников. Помимо «линейных» бригад работают узкоспециализированные - кардиореанимационные, нейрореанимационные, реанимационно-хирургические, токсикологические, педиатрические, психиатрические, неонатологические и гематологические. Они выезжают на помощь в случаях, требующих узкоспециализированной помощи. Помимо этого в районах работают 38 отделений - в обиходе их называют «неотложками» - при взрослых поликлиниках и 16 – при детских амбулаторно-поликлинических учреждениях. Они работают, как говорится, «на дому» при внезапных заболеваниях и обострениях хронических заболеваний у граждан и вызываются по семизначным номерам телефона.
Maria73:
- Каково по стандарту время, за которое скорая должна прибыть по вызову?
- На самом деле сейчас в России нет документов, регламентирующих время доезда бригад скорой медицинской помощи. Но мы всегда стараемся приехать как можно быстрее. В среднем это занимает порядка 15 минут.
Алена:
- Каким образом скорая может бороться с тем, когда машины службы не пропускают на дорогах?
- С этим должна бороться не скорая , а ГИБДД и другие государственные органы. Прежде всего, пропагандой, воспитанием населения и соответствующим строгим наказанием.
Олег:
- Какие технические нововведения в последнее время внедрены на скорой?
- Ну, во-первых, начал работу учебно-тренировочный Центр для сотрудников скорой и других оперативных служб города (МЧС, ГИБДД). Во-вторых, на всех подстанциях организованы учебно-тренировочные классы, оснащенные современными муляжами для ежедневной тренировки практических навыков. С прошлого года мы внедряем новую систему навигации. Апробацию проходит и пилотный проект по управлению госпитализацией, что позволит создать базу данных пациентов, госпитализированных в стационары по экстренным показаниям, и обеспечит в режиме «online» обмен информацией со стационарами о наличии свободных профильных мест и загрузке стационаров.
Алексей:
- Алексей Александрович, как вы относитесь к существованию на рынке медуслуг нескольких частных служб скорой помощи? Существует ли сотрудничество между вами? Кто из этих частных служб более честно/качественно работает. Спасибо. С праздником Вас и Ваш коллектив!
- Скорая медицинская помощь – это медицинская услуга, которая должна оказываться населению бесплатно. Это гарантировано государством. Поэтому существование частной (платной) скорой не очень согласуется с российским законодательством. Тем не менее, она существует и выполняет определенный объем работы по транспортировке пациентов и оказанию медицинской помощи. Мы не располагаем достаточной информацией о деятельности тех или иных частных структур, поэтому не можем оценивать качество их работы. Элементы взаимодействия с некоторыми из них существуют, как в плане оказания специализированной помощи, так и в предоставлении информационных услуг по вопросам госпитализации пациентов.
Павел:
- Когда на скорой и неотложной медпомощи прекратится перебрасывание пациентов с одной службы на другую. Неотложка говорит "звоните в скорую", скорая говорит "звоните в неотложку"? Единую службу сделать не планируется с единым номером?
- Объединять службу не планируется. Более того, на сегодняшний день в Министерстве здравоохранения и социального развития рассматривается вопрос о создании в крупных городах России неотложной помощи при поликлиниках. За более чем 20 лет работы в условиях разделения служб наши горожане знают, куда звонить. Те, кто не знают, обращаются на «03». Диспетчеры «03» дают номер телефона неотложной помощи или сами принимают вызов и передают его по назначению.
Лара:
- Может ли скорая отвезти пациента в ту клинику, куда он хочет сам?
- Учитывая экстренность ситуации, жесткий график дежурства стационаров по профилям заболеваний и их загруженность, это не всегда возможно. Поэтому пациенту, как правило, предлагаются на выбор 2-3 стационара из числа ближайших к месту вызова.
Dmitry :
- Есть ли на данный момент проблема с недокомплектом в службе? Сколько он составляет? Берут ли на скорую выпускников медвузов? Какова, на Ваш взгляд, их профессиональная пригодность?
- Если брать в целом, то недокомплект на скорой сейчас составляет около 30%. Если брать подстанции, то не хватает преимущественно врачей. А у неотложки – медработников. С санитарами постоянная проблема у обеих служб. Эти ставки заняты не более чем на 10%. Что же касается выпускников медицинских вузов, то на работу мы их берем только при наличии сертификата по специальности «скорая медицинская помощь». Сегодня такой сертификат можно получить после годичной интернатуры. Ежегодно мы принимаем в интернатуру на бюджетной основе 20-25 выпускников. Это очень мало, так как не покрывает даже естественные потери специалистов. К сожалению, не все из них заканчивают интернатуру и не все остаются работать в службе. Тем не менее, 15-20 врачей ежегодно мы принимаем. Поскольку подготовка интернов осуществляется на нашей базе и нашими специалистами, молодые врачи достаточно подготовлены не только теоретически но и практически.
Михаил:
- Существует ли недовольство среди сотрудников условиями труда? Как Вы прокомментируете массовый уход персонала?
- Служба развивается, оснащается. У нас большие планы на будущее. Массового ухода персонала не наблюдается. Проанализировав текучесть кадров за последние 15 лет, следует отметить, что процент оттока кадров из года в год не меняется. К сожалению, не достаточен приток молодых специалистов.
Фонтанка.ру