Банк ВТБ может дать кредит авиакомпании ГТК «Россия». Предполагается, что решение о финансировании крупнейшего перевозчика, оказавшегося в долгах из-за кризиса, будет принято в понедельник 30 марта. В авиакомпании уверены, что займ позволит рассчитаться с поставщиками и начать новый «высокий» авиасезон с чистого листа.
В банке ВТБ «Фонтанке» подтвердили, что заявка на кредит от ГТК «России» им поступила. «Заявление есть, и сейчас его рассматривают, но конкретная информация появится на следующей неделе», - отметили в пресс-службе банка.
О возможном получении кредита от ВТБ говорят и в ГТК «Россия». «Мы ожидаем, что положительное решение будет принято, - отметил в беседе с «Фонтанкой» заместитель гендиректора авиаперевозчика Дмитрий Голубков. - Мы говорили о необходимости привлечения заемных средств еще с прошлой осени. Сейчас нам требуется 2,5 миллиарда рублей».
Именно 2,5 миллиарда, уточняют в компании, они задолжали поставщикам топлива. Эта сумма была зафиксирована в феврале 2009 года, но, как отмечают в ГТК «Россия», с тех пор задолженность не выросла. «Действительно, кредитные средства мы в первую очередь направим на погашение задолженности перед поставщиками», - заявил Голубков. Также в компании уверены, что смогут выплатить сумму за счет доходов от продажи билетов в высокий туристический сезон.
Условия и срок кредита, по понятным причинам, еще не известны. Но залогом, по некоторым данным, может выступить имущественный комплекс авиакомпании.
Кстати, у ВТБ уже есть опыт в выдаче кредитов крупным авиаперевозчикам. Так 27 марта пресс-служба компании распространила заявление о том, что ВТБ предоставил займ в 6,1 миллиона долларов (более 2 миллиардов рублей) для «Трансаэро». Кредитор сообщил, что заемщик будет тратить средства на поддержание текущей деятельности. Вообще же ВТБ за время кризиса выделил различным авиакомпаниям кредитов на 19 миллиардов рублей.
Напомним, что обратиться за займом ГТК «Россию» вынудили финансовые затруднения, начавшиеся осенью прошлого года. «Россия» несколько раз обращалась в различные банки с просьбой выделить кредитные средства, но получала отказ.
Поставщики же не дремали. Достаточно жестко к должнику относился аэропорт «Пулково». Руководство компании обещало подать в суд на авиакомпанию, если она не выплатит задолженность. Топливозаправщики также просили «Россию» рассчитаться по долгам, но судов не сулили. Так, крупнейший кредитор «России» ЗАО «Совэкс» согласился подождать с расчетом, памятуя о прежних конфликтах. Еще 15 декабря прошлого года «Совэкс» направил в ГТК «Россия» письмо о прекращении заправок самолетов авиакомпании керосином. Но на обращение отреагировала транспортная прокуратура. Надзорный орган обязал топливщиков продолжать поставки, а параллельно вести переговоры о реструктуризации задолженности с авиакомпанией.
В ноябре 2008 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обращалась к министру транспорта с просьбой поддержать ГТК «Россия», погрязшую в долгах. Тогда градоначальница охарактеризовала ситуацию, в которой оказалась ГТК «Россия», как критическую. Матвиенко направила министру транспорта телеграмму, в которой просила принять меры по спасению авиакомпании.
Но уже в феврале 2009 года в Смольном созрела идея поддержать авиакомпанию на региональном уровне. Не безвозмездно, конечно. Планировалось, что за помощь городу достанутся 25% акций перевозчика. Но эта сделка не состоялась. Вероятно, противодействовала ей госкорпорация «Ростехнологии», на базе которой создается концерн «Росавиа», куда и должна до конца этого года войти ГТК «Россия». По запросу «Ростехнологий» ГТК «Россия» вошла в перечень компаний, претендующих на господдержку из федерального бюджета.
Справка:
Государственная транспортная компания «Россия» - крупнейшая авиакомпания и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе РФ. Базовые аэропорты ГТК «Россия» - Пулково и Внуково. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.
Парк ГТК «Россия» состоит из самолетов Airbus A319, Airbus A320, Boeing 737-500, Boeing 767-300, Ту-214, Ту-154М, Ту-134, Ил-86, Ил-96-300, Як-40, а также вертолетов Ми-8 и EC145. В 2008 году пассажирами компании стали 3,48 миллиона человек. ГТК «Россия» выполняет рейсы специального назначения для высших должностных лиц, а также регулярные коммерческие, чартерные, грузовые и почтовые рейсы. В частности, в составе флота имеются воздушные судна, перевозящие президента, председателя правительства и министра иностранных дел.
До июля 2008 года имущество компании находилось в федеральной собственности и компания подчинялась Управлению делами президента РФ. 10 июля 2008 года было принято решение преобразовать ФГУП в ОАО и передать ценные бумаги «России» госкорпорации «Ростехнологии». До окончательной реорганизации из имущества компании должен быть выделен имущественный комплекс, предназначенный для обеспечения авиационных перевозок высших должностных лиц государства.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»