Генеральный директор ОАО «Северо-западный флот» осужден за мошенничество, в результате которого федеральному бюджету был нанесен ущерб в 15 миллионов рублей. Эти деньги предприниматель получил от Минтранса, предоставив в ведомство договоры о строительстве трех сухогрузов. Суда построены не были, а деньги были использованы директором для нужд фирмы.
Куйбышевский федеральный суд в преддверии дня милицейского следствия сделал подарок следственной части ГУ МВД по СЗФО — в среду, 25 марта по делу о мошенничестве, которое в течение долгого времени расследовала СЧ, был вынесен обвинительный приговор. Как установило следствие, Михаил Ришняк, который с 2000 по 2004 год был генеральным директором ОАО «Северо-западный флот» (основана «Северо-западным пароходством» и литовской компанией UAB «Transbaltic Flight»), в 2000 году заключил договор с «Северной верфью» о постройке трех универсальных сухогрузов класса «река-море». Стоимость одного судна составила вместе с налогами около семи миллионов долларов. Для того чтобы оплатить постройку, «Севзапфлоту» пришлось взять кредит у Сбербанка на общую сумму порядка 14 миллионов 700 тысяч долларов.
В апреле 2001 года правительство России выпустило постановление «О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства», в рамках которого была введена компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам на строительство. Условием госпомощи был срок кредита не более 6 лет и то, что суда должны были строить на российских предприятиях. Так как заказ «Севзапфлота» попадал под постановление по всем пунктам, то Ришняк подал заявку в Минтранс, и она была удовлетворена.
Время шло, а строительство сухогрузов производилось «в час по чайной ложке», а в 2002 году стало известно, что на плечи завода легло бремя восполнения еще советских долгов перед Чешской республикой по строительству сухогрузов как раз такого же класса, как и заказанные «Северо-западным флотом». Судя по всему, полагая, что судостроители не смогут выполнить свои обязательства и перед его фирмой, и перед чехами, Ришняк решил расторгнуть два из трех договоров с верфью. Это было сделано, и завод вернул компании проплаченные авансы — порядка 370 миллионов рублей.
По хорошему, Ришняк должен был уведомить Минтранс о расторжении сделки с «Северной верфью». Однако он не спешил этого делать. А в конце 2002 года два сухогруза, построенные для чехов, были проданы ими дочерней компании «Северо-западного пароходства», то есть, так или иначе, но СЗП получило суда. И, видимо, тогда у гендиректора «СЗФ» возникла идея о том, как сохранить образовавшуюся «прибыль» в компании.
Как было установлено сотрудниками следственной части ГУ МВД по СЗФО, в 2003 году Ришняк подписал с Минтрансом дополнительное соглашение о компенсации части затрат по оплате процентов с кредитов. В качестве подтверждения он предоставил договоры, которые на тот момент уже были расторгнуты, о строительстве на «Северной верфи» двух универсальных сухогрузов. И к марту 2004 года на счета компании из федерального бюджета было перечислено более 15 миллионов рублей. Эти деньги, как выяснилось в ходе следствия, Ришняк потратил на нужды фирмы.
Вчера суд согласился с квалификацией — мошенничество, обвинение в котором предъявлено Михаилу Ришняку СЧ ГУ МВД по СЗФО, — и вынес обвинительный приговор — шесть лет условного срока с отсрочкой на три года. Также суд обязал осужденного предпринимателя выплатить 200 тысяч рублей компенсации.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»