Флагман Европейского союза – Франция – занята подготовкой новых антикризисных предложений, которые будут озвучены на саммите G20 в Лондоне. Главное, о чем будет говорить президент Николя Саркози, – это необходимость поддержания спроса, сохранение рабочих мест и расширение социальных программ. Как ожидается, против кризиса объединенная Европа выступит единым фронтом. Что же будет с Россией и с отношениями нашей страны и ЕС, накануне саммита узнала “Фонтанка”.
Экономический кризис в России рискует перерасти в политический. Так считают специалисты парижского Института исследований международных отношений IFRI. “Кризис сейчас развивается не в пользу популярности Путина, - говорит профессор истории и международных отношений Тома Гомар. - С другой стороны, мы замечаем, что Медведев подтягивает во власть своих людей. Возможно, это признаки некоторого раскола. При этом популярность обоих политиков остается очень серьезной. То есть Россия сейчас для Европы – политический зверь, которого невозможно понять. Она хочет быть одновременно и внутри процесса, когда дело касается международных вопросов, и снаружи, когда речь заходит о ее внутренних интересах”.
Источник в Министерстве экономики и промышленности Франции, пожелавший остаться анонимным, не разделяет позицию ученого. По его словам, позиция России для Франции и ЕС очень важна. В министерстве считают, что руководство нашей страны разделит мнение о том, что кризис перерос из разряда конъюнктурных (то есть финансовых и банковских) в проблему плохо оцененных рисков во всех отраслях. “Это серьезный кризис, и странам требуется серьезная помощь для выхода из него, - рассуждает источник в министерстве. - Франция и Россия имеют схожие позиции по роли агентств оценки, которые, по нашему мнению, подстегнули развитие кризиса, а также по поводу международных фондов, которые могут стать эффективным рычагом выхода из кризиса”.
Советник главы MEDEF (объединение французских предпринимателей) Шарль Бегбедер считает, что главная задача бизнеса и государства во время кризиса – это сохранение рабочих мест. “Конечно, все сейчас взволнованы. И ситуация во Франции тому пример. Забастовка, которая прошла в стране в четверг, 19 марта, свидетельствовала о тревоге людей. Главное, против чего протестуют – это увольнения. Но у многих предприятий не остается другого выбора. Некоторые компании закрываются и банкротятся. Другие – останавливают производство, продавая все со складов”, - уточнил Бегбедер.
Гораздо более оптимистичный взгляд на кризис у известного французского экономиста Жака Сапира. “Правительство России сделало верные и своевременные шаги по выводу страны из кризиса. Очень верным шагом была поддержка банков, - говорит эксперт. - При этом совершенно очевидно, что в самом правительстве страны наблюдается расхождение. Так, вице-премьер Кудрин придерживается ортодоксальной экономической политики, а президент Медведев хочет применять более реактивные меры”. Но несмотря на это, месье Сапир считает, что Россия выйдет из кризиса гораздо быстрее и эффективнее многих стран, в том числе в Западной Европе. “Цена на нефть уже скорректировалась и продолжит рост. По моим прогнозам, через месяц она будет стоить около 60 долларов за баррель. Курс рубля же установится на уровне 31-32 за доллар. Возобновление мировой экономики будет медленным. На это потребуется 2-2,5 года. Но у России и Китая есть шанс достичь хороших результатов через 1-1,5 года”, - полагает аналитик.
Во Франции многие, несмотря на “газовый” кризис, продолжают отстаивать мнение о том, что Россия является необходимым партнером, от отношений с которым отказаться нельзя. Как рассказала в беседе с “Фонтанкой” экс-министр европейских дел Франции мадам Ноэль Ленуар, России и Европе во время кризиса необходимо договариваться. “У нас есть сильные экономические связи, в том числе в энергетике. Кроме того, у наших стран много общего в культуре. К сожалению, Россия сейчас слишком национализирована, то есть закрыта для восприятия мнений извне. Но, думаю, эта ситуация изменится”, - говорит Ленуар.
Все спикеры, с которыми удалось поговорить “Фонтанке”, признают, что имидж России в Европе сильно ухудшился после вооруженной операции в Южной Осетии и газового конфликта на Украине. Россия утратила статус надежного поставщика. При этом европейские страны признают, что других вариантов, кроме как налаживать отношения с Россией, нет. “Ваша страна остается трудным, но необходимым партнером”, - отмечают французские коллеги.
Маша Могилевская,
Париж - Санкт-Петербург, "Фонтанка.ру"