Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Недвижимость КГИОП займется ликбезом

КГИОП займется ликбезом

459
stroygorhoz.ru

Совет по культурному наследию при губернаторе Петербурга оценил все выявленные мансарды, построенные за последние два десятилетия. Вывод неутешителен — остановить вал «мансардостроительства» не получится, а говорить об их архитектурной ценности не приходится. Члены Совета решили наглядно объяснить проектировщикам «что такое хорошо и что такое плохо».

Обсуждение мансард началось с исторического экскурса. Председатель КГИОП Вера Дементьева напомнила собравшимся, что сегодняшняя попытка как-то урегулировать их строительство — уже третья по счету. Первая была предпринята на заседании Совета в декабре 2005 года - при участии губернатора города. «Но тогда тема была размыта, поскольку именно в тот день Валентина Матвиенко признала, что в городе существует ряд градостроительных ошибок», - напомнила Дементьева. Вторая попытка была сделана этой осенью — когда выяснилось, что согласованная во всех инстанциях мансарда на доме, расположенном по адресу Мойка, 37, безнадежно изуродовала панораму Дворцовой площади.

Однако поскольку 16 марта вступил в силу закон «О режимах зон охраны», то и КГИОП, и Совет по культурному наследию решили попробовать установить какие-то законодательные рамки для строительства мансард. «В этом документе уже присутствует само понятие "мансарда" и даже установлены некоторые ограничения по высоте», - с удовольствием заметил заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев. Впрочем, все ограничения, прописанные в законе, сводятся к установлению высотных параметров и рекомендациям «не изменять общую конфигурацию кровли».

Мансарда на Мойке, 37 оказалась самым ярким примером несовершенства и абсолютного бессилия закона. Напомним, документация по этому проекту разрабатывалась в 1999 году, комитет по градостроительству и архитектуре согласовал его в 2000 году. В 2005 — после экспертизы, проведенной специалистами НИИ «Спецпроектреставрация», разрешение на строительство выдал и КГИОП. «Это здание не числится среди объектов культурного наследия, а высотный регламент, установленный постановлением № 648, проект не нарушал. У нас не было оснований запрещать строительство», - пояснила Дементьева.

Строительство началось в 2007 году. Однако, как отмечают в КГИОП, возмущенные протесты стали поступать в комитет буквально с самого начала. Работы были приостановлены, произведена повторная проверка, но все документы у застройщика оказались в порядке, и отклонений от проекта тоже не обнаружилось. «Парадокс — все по закону, и в то же время все видят, что результат ужасающий. Но у нас нет никаких оснований для протеста — мы можем рассчитывать только на добрую волю застройщика», - разводят руками в КГИОП.

Застройщики навстречу петербуржцам пойти согласились и даже решили переработать свой проект. Для облегчения этой задачи КГИОП разработал вариант, который, по словам Дементьевой, «не повлечет для них утраты площадей, но потребует дополнительных затрат, денег и сил». Авторы проекта большую часть предложений приняли, хотя и волновались - «а где гарантия, что изменение устроит не только комитет по охране памятников, но и общественность».

Переработанный вариант, разработанный проектировщиками компании «РОССТРО» с учетом замечаний КГИОП, Вера Дементьева членам Совета продемонстрировала. В зале повисла тяжелая пауза. «Еще хуже стало», - робко произнес кто-то с места. «Я не знаю, что происходит у архитекторов в голове. Мы показываем им картинку, но в итоге они нас не понимают и делают что-то вот такое. Но мы не можем оставить этот вариант, - сокрушенно признала председатель КГИОП. - Видимо, надо объяснять как-то более наглядно».

В качестве наглядного объяснения было решено выпустить некий буклет - «памятку практикующему архитектору, такой «курс молодого бойца», прокомментировала Дементьева, в котором будет обобщен весь опыт петербургского строительства мансард последних лет. Все фотографии петербургских зданий будут снабжены пояснениями - «так делать можно», «так делать можно, но архитектура должна быть качественной» и «так делать ни в коем случае нельзя». В последнюю категорию, видимо, войдут, по общему решению членов Совета, все мансарды, выполненные по технологии Velux. Запрещено будет надстраивать и дома, возведенные в стиле классицизма.

«Мне нужен буклет, в котором самым простым языком — тем, которым забивают гвозди, "шершавым языком плаката", архитекторам будет разъяснено, какой проект хороший, а какой — никуда не годится. Чтобы архитектор открывал его и понимал — вот такую мансарду на таком доме строить недопустимо», - заявила Вера Дементьева.

«Это — очень хорошее начинание, - поддержал идею председатель президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис. - Если мы не можем воздействовать на застройщиков законодательно, то давайте хотя бы заниматься просвещением». По его мнению, «источник всех наших бед и проблем» заключается вовсе не в смене социально-экономических формаций, а в «чудовищном падении культурного уровня». Впрочем, Марголис не преминул назвать собранную КГИОП коллекцию мансард «обзором памятников современного вандализма».

Согласился с необходимостью выпуска такого буклета и историк архитектуры Андрей Пунин, правда, остался при своем мнении — мансарды и Петербург несовместимы. По мнению Андрея Мильчика, заместителя директора НИИ «Спецпроектреставрация», подобная «памятка архитектору» будет полезна уже и потому, что, может быть, проектировщики поймут: «они строят не в чистом поле, а в городе со сложившимися архитектурными традициями».

Правда, дому на Мойке, 37 все эти меры, скорее всего, не помогут. На заседании прозвучало напоминание, что проект КГИОП хорош только в том случае, если смотреть на этот дом со стороны Мойки. А есть еще одна критическая точка — со стороны Зимней канавки, от Атлантов. «Эта точка пока еще даже не рассматривалась, - ответила Вера Дементьева. - Мы пока не поняли, как исправлять панораму со стороны Эрмитажа». По мнению Андрея Пунина, любые исправления не приведут ни к чему. «Этот угол Петербурга мы потеряли навсегда», - грустно подытожил он.

Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях