Петербургский историк и экономист Николай Стариков считает, что конец кризиса не за горами. Он убежден, что процесс это рукотворный, а истоки происходящего надо искать в ФРС США. Оригинальный взгляд на мировые экономические неурядицы в интерпретации автора современного бестселлера показался любопытным "Фонтанке".
Лекцию с интригующим названием «Когда закончится кризис?» прочел петербургский историк и экономист Николай Стариков – автор шести популярных книг на исторические и политические темы. Настоящим хитом стала его последняя работа «Шерше ля нефть». Выступая в Доме Зингера, исследователь рассказал о своей новой книге «Кризис: как это делается», до выхода которой осталось чуть более двух недель, и представил собравшимся свой собственный оригинальный взгляд на мировые экономические неурядицы.
Николай Стариков совершенно убежден, что нынешний кризис – рукотворный и организован ради удушения конкурентов, скупки задаром природных ресурсов и смены неугодных режимов. Здесь он расходится, например, с Михаилом Леонтьевым. Последний считает, что кризис возник из-за избытка ничем не обеспеченных долларов в мировой экономике. Это был шарик, который накачивали, пока он не лопнул. Стариков считает по-другому: шарик, действительно, накачивали, а потом сами проткнули иголкой. Иными словами, он полагает, что власти США сделали все возможное, чтобы кризис случился.
Этот тезис подвергают сомнению либеральные аналитики. Они утверждают, что кризис связан с цикличностью мировой экономики. Дескать, трудности – временные, а вообще капитализм - штука очень хорошая. Точка зрения Старикова представляется им смешной: мол, как же могла Америка инициировать кризис, если она же первая от него пострадала?
Петербургский исследователь дает на это следующий ответ: интересы населения США не всегда совпадают с интересами частных лиц, которым фактически принадлежит власть в этой стране. Версия Старикова следующая. В 1913 году в США был создан Центральный Банк Америки - Федеральная Резервная Система. Поскольку ФРС образовали несколько банков, акционерами которых были конкретные лица, печатный станок фактически оказался в частных руках. По Конституции США право чеканить монету имел лишь Конгресс, основной закон страны тут явно был нарушен. Однако вскоре началась мировая война, на первый план вышли другие проблемы, и робкие голоса протеста никто не услышал. Чем и воспользовалась ФРС, фактически подчинив себе США.
Сосредоточив в своих руках огромные финансовые ресурсы, банкиры создали систему бутафорской демократии. Республиканская и демократическая партии, попав под контроль ФРС, стали просто фантомами. Система из раза в раз воспроизводила сама себя. У людей, не имеющих отношения к ФРС, не было ни малейшего шанса добраться до власти.
Сейчас большинство американцев довольны своим государством, но так было не всегда. Стариков напоминает о скандале, связанном с украинской выставкой, посвященной голодомору. Фотографии изможденных «украинцев» оказались… фотографиями американцев времен Великой депрессии! Вывод: еще недавно в США людям жилось совсем не сладко.
Стариков подчеркивает, что нынешний кризис организован по тому же принципу, что события далекого 1929 года. Как началась Великая депрессия? ФРС наращивала денежную массу. Эту массу нужно было куда-то вкладывать, поэтому развивалась кредитная программа. С середины 1920-х американцев убеждали в полезности игры на бирже, был организован специальный биржевой заем. Акцию можно было купить за 10 процентов ее стоимости, остальное доплачивали брокеры, которых кредитовали банки. На рынке акций появилось огромное количество участников, курсы акций непрерывно росли. Президент Калвин Кулидж объявил, что никогда еще экономика США не была в таком хорошем состоянии. И вдруг в октябре 1929 года банки (принадлежавшие нескольким частным лицам) разом потребовали у брокеров возврата кредитов! Когда все брокеры в 24 часа потребовали у акционеров вернуть им деньги, те побежали продавать свои акции. Курс акций мгновенно упал. Люди стрелялись и прыгали с небоскребов. Акции уходили дешевле бумаги, на которой они были напечатаны… И все-таки они уходили! Т.е. кто-то их все-таки покупал. Кто же? Это были банкиры, организаторы кризиса. Именно они стали обладателями практически всех национальных богатств Америки.
В подтверждение своей теории Стариков приводит историю семьи Кеннеди. Политик и дипломат Джозеф Кеннеди (отец президента) продал свои акции за несколько месяцев до Черного вторника 1929 года. По семейной легенде он сделал это по совету… чистильщика обуви. Поскольку поверить в подобное здравомыслящему человеку трудно, Стариков предлагает более реалистичную версию: Джозеф Кеннеди был вхож в круги, которые организовали кризис 1929 года. Кстати, именно эти круги, вероятно, и были причастны к гибели его сына! В самом деле. Президент Джон Кеннеди был убит в ноябре 1963 года. А в июне того же года он издал указ, который вернул право чеканки денег Конгрессу, отобрав его у ФРС! Более того, Кеннеди даже отпечатал новые деньги, причем на них вместо надписи «ФРС» появилась надпись «США». По версии Старикова, Кеннеди попытался обмануть тех, кто привел его к власти. За что и поплатился. А после него ни один президент США уже не пытался печатать деньги в обход ФРС…
Не менее оригинально Стариков трактует правление Франклина Рузвельта. При этом президенте ФРС закрепила свои успехи. Рузвельт объявил о начале общественных работ и покончил с Великой депрессией. Однако, восхищаясь американскими автобанами, построенными в то время, нужно помнить, что их строили несчастные американцы, которых убедили тогда работать… за один доллар в день. Фактически, они трудились за еду. Подобно тому, как это сделала ЧК в Советской России, Рузвельт приказал населению сдать все золото в ФРС. Под страхом штрафа в 10 тысяч долларов и десятилетнего (!) тюремного срока американцы должны были сдавать золото, причем выкуп осуществлялся по фиксированному курсу. Банкиры, конечно же, остались в выигрыше. Ведь пока население страны, пережившей золотую лихорадку, считало золото главным средством накопления, печатный станок не имел огромного значения. Когда же золото отобрали, раздав людям бумажки, люди опять понесли деньги в банки…
Говоря об итогах Великой депрессии, Стариков подчеркивает, что многие экономические активы США стали собственностью банкиров ФРС. Раскуплены были даже независимые СМИ. Поэтому сегодняшняя ситуация, когда во время конфликта в Южной Осетии все американские СМИ ошибаются одинаково, удивлять не должна, - замечает исследователь. Он также акцентирует внимание на том факте, что сейчас, как и во времена Великой депрессии, организаторы кризиса изымают деньги из обращения. В итоге в мировой экономике все начинает валиться по принципу домино. Встает вопрос: можно ли остановить кризис? Можно, отвечает Николай Стариков.
Что является главной проблемой и одновременно главной причиной нынешнего экономического падения? Недостаток денег в экономике, говоря заумным языком аналитиков – недостаток ликвидности. Нет денег, нет кредита, нет развития экономики. Отсюда падение спроса, сокращения, рост безработицы и прочие негативные последствия банальной нехватки денежных знаков, случившейся в мировом масштабе. Чтобы кризис закончился, нужно просто включить печатный станок! По мнению исследователя, именно так в скором времени и поступят организаторы кризиса. Ведь уже сейчас видно, что многие их цели достигнуты. Например, они скупили последние независимые финансовые институты США. (В своей книге о кризисе Стариков обещает дать полный перечень банков, перешедших в руки владельцев ФРС.) Нынешний кризис был организован ФРС США во главе с Аланом Гринспеном, а занимающий сейчас пост председателя ФРС Бен Бернарке уже заявил, что кризис закончится… в 2009 году. Стариков считает, что это серьезный аргумент в пользу того, что именно так и будет. Он приводит также слова руководителя Международного валютного фонда Доминика Строс-Кана, который еще раньше сказал, что ждет улучшения к концу 2009 года.
«В России все происходит с опозданием, но к концу 2010 года и у нас все должно наладиться, - считает исследователь. И не без юмора добавляет: - Я с самого начала говорил, что все это долго не продлится, и мне очень приятно, что теперь мою точку зрения разделяют организаторы кризиса - главы ФРС и МВФ. Вероятно, они стали оптимистами, посетив мой сайт в интернете».
Дмитрий Орехов,
"Фонтанка.ру"