День подводника 19 марта отмечают в России. Сегодня, после разоружения периода 90-х, в отечественном подводном флоте ситуация странная. Подробнее о том, что происходило и происходит, рассказывает писатель Александр Покровский
19 марта 1906 года по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей – подводные лодки. С тех пор этот день считается днем рождения подводного флота России, или Днем подводника. Подводные лодки люди пытались построить издавна, и только в 20-м веке это все приняло масштабы настоящей гонки. В первую мировую войну подводные лодки считались подводными гробами, а люди, служащие на них, – смертниками. Всему виной техническое несовершенство.
Зато Вторую мировую войну на море можно по праву считать войной подводных лодок.
Подводные лодки все еще страдали от технического несовершенства, и на них шли служить самые отчаянные головы, но уже не было недостатка ни в лодках, ни в головах. В конце войны со стапелей Германии сходило тридцать лодок в месяц, примерно такое же количество затапливали союзники за то же время.
В советские времена количество ракетных подводных лодок в составе ВМФ СССР доходило до ста, и столько же в нашем флоте было многоцелевых подводных лодок. Воистину, вся страна работала на подводный флот. Одна подводная лодка могла стоить столько же, сколько стоит один небольшой город.
Главной задачей этих подводных лодок было участие в «холодной войне». Весь Мировой океан был разбит на квадраты, и внутри каждого квадрата должна была находиться наша ракетная подводная лодка – вот такая ставилась задача. В нужный момент лодка получала сигнал на применение ракетного ядерного оружия и начиналась третья мировая война. Слежение за этими лодками и уничтожение их перед самым началом войны – это задача многоцелевых подводных лодок, противолодочных кораблей, морской авиации, наземных станций слежения. Морские учения, отработки задач, выходы в автономное плавание – все это по 250-300 суток в году. Работа на износ техники и людей. И столкновение с вероятным противником в состоянии слежки и маневра, иногда – лоб в лоб. Потери – американцы потеряли за всю историю подводного флота три лодки, мы – четыре. Считается, что с 1986 года «холодная война» пошла на убыль.
А потом – перестройка, развал СССР, экономический кризис и построение совсем другого общества. В этом обществе флоту отводилась только одна роль – утилизация. Справедливости ради, надо заметить, что и в США в те годы подумывали об уничтожении своего подводного флота. Но все эти мысли закончились расчетами и выводами о нецелесообразности– американцы очень любят считать – иногда и нам не вредно бы этим заняться. Американские специалисты сочли, что уничтожить проектирование и свернуть строительство подводных лодок можно без особого труда. Трудности начнутся тогда, когда вдруг захочется возродить подводный флот – вот тогда не будет ни базы, ни школы, ни людей, способных все это создать. Произойдет разрыв поколений – подводников просто некому будет учить. И тогда американцы все оставили. Немного сократили, но оставили. Они никогда ничего не уничтожают. У них даже линкоры до сих пор приспособлены к несению службы.
Россия этим похвастать не может. По мнению специалистов НАТО, сейчас в России целых восемь боеспособных лодок, по нашим оценкам их в два раза больше. В 90-е годы прошлого века флот России исчезал с лица земли с ужасающей скоростью – распил, порезка, продажа на металлолом. В России любят начинать с нуля, причем с полного. Старое уничтожается в раз, новое не может построиться десятилетиями. Первыми уничтожили «Акулы». Их еще называли «Тайфунами». Шесть ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (рпк СН) проекта 941 – двадцать межконтинентальных твердотопливных баллистических трехступенчатых ракет. Каждая ракета – 10 боеголовок индивидуального наведения по 100 килотонн каждая. Наведение инерциальное с коррекцией по звездам. Дальность – до 10000 км. с отклонением при этом в 500 метров. Эти подводные лодки считались смертью для Америки. Именно их существование, как не без основания полагают наши подводники, заставило американцев сесть за стол переговоров, что и положило конец «холодной войне». Так что уничтожение подводного флота началось именно с них. Четыре лодки уже уничтожили, две обездвижены и ждут своей очереди.
А новое – это «Юрий Долгорукий» – что-то не видно конца мучениям по поводу введения его в строй. 2 ноября 1996 года началось это легендарное строительство, и сейчас у нас на дворе уже 2009 год. Новейшие дизельные подводные лодки тоже строятся у нас больше десяти лет. Из многоцелевых подводных лодок самым удачным считался проект 949, 949А («Курск» относился к этому проекту). Эти лодки назвали убийцами авианосцев. Само собой разумеется, что разоружение флота коснулось и их. Уничтожение их велось очень быстрыми темпами. То, что не успели уничтожить, обездвижили – вывели в резерв.
До сих пор еще выходят в море рпк СН проекта 667БДР и БДРМ, но и их только чуть-чуть.
А недавно, после удачного пуска ракеты с одной из таких лодок, из Москвы на Северный флот пришла бумага, в которой было написано, что и эта подводная лодка подлежит безусловному уничтожению.То, что ответил Москве в своей телеграмме штаб Северного флота, невозможно поместить на страницы ни одного уважающего себя печатного издания, зато эти надписи очень часто украшают наши заборы. И вы знаете, случилось чудо – от Северного флота отстали. Навсегда ли? Это покажет время.
Время покажет, время оценит, время расставит все по своим местам.
А вы знаете, в любом случае, сегодня в России 19 марта, День подводника. И хочется поздравить всех тех, кто имеет к этому делу хоть какое-то отношение.
Сумасшедшие они, конечно, но это, безусловно, самые надежные люди на всей Земле.
Александр Покровский, "Фонтанка. ру"