- Еще неизвестно, чем кризис ударит по великим театрам. Буквально накануне ночью я узнал не очень веселую новость из Метрополитен-опера, где решено отказаться от нескольких постановок. Тем не менее, в Мариинском театре мы от своих планов не отступаем, - поведал Валерий Гергиев накануне премьеры балета «Конёк-Горбунок».
IX Международный фестиваль балета «Мариинский» открылся 14 марта премьерой балета Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок», что поставлен специально для Мариинки самым известным современным российским хореографом Алексеем Ратманским. Музыкальным руководителем постановки и дирижером стал маэстро Валерий Гергиев. За несколько часов до премьеры художественный руководитель Мариинского театра встретился с журналистами, рассказав о грядущих премьерах, фестивалях, насущных проблемах.
Отвечая на вопрос обозревателя «Фонтанки», принято ли решение по новому куполу второй сцены Мариинского театра, Валерий Гергиев сказал:
- Решения в принципе приняты. Вторая сцена будет построена в середине 2011 года. Я настаиваю на том, чтобы проект упрощался без потери как технических возможностей, так и простора и удобства для артистов и для публики. Ищем как можно более умный проект. Я настаиваю на том, чтобы Северо-Западная дирекция прекратила разговоры о поиске дополнительных средств. Я заявил об этом очень жестко, я сам не буду ходить ни к президенту, ни к премьеру, ни к министру финансов. Я ко всем отношусь с огромным уважением, и в такие трудные месяцы для России не собираюсь отвлекать их нашими проблемами. Бюджет очерчен. Строители обязаны помещаться в те рамки, которые им очень жестко, на самом высоком уровне, были очерчены в декабре. И эти цифры ограничивают возможности строителей думать о 500-процентной прибыли. С подобными надеждами надо попрощаться, или же, для того чтобы эти надежды сохранить, надо просто воровать. Воровать подряд на всем, что касается второй сцены Мариинского театра. Я думаю, такого не должно происходить – не только потому, что это Мариинский театр, и не потому что нынче кризис. А просто потому, что этого не должно происходить. А то ведь еще недавно мы жили в стране, где многим казалось: ну было 200, стало 300 миллионов евро, было 300 – стало 500, ну станет 800, и что такого - пусть будет 800… Холодный душ мы уже получили. Организм, который еще на многое способен, приветствует эффект холодного душа, так как становится еще здоровее. Нам это здоровье должно еще пригодиться, особенно в форме очень умных, не столько резких, сколько умных движений…
Маэстро Гергиев подчеркнул, что в ситуации кризиса государство «колоссально поддерживает театры, в частности, Мариинский театр».
- Я бы слова ни сказал, если бы нам было предложено наполовину сократить количество спектаклей, перестать проводить фестивали, была бы полностью остановлена поддержка таких масштабных явлений, как Московский пасхальный фестиваль и фестиваль «Звезды белых ночей». Было бы очень обидно и трудно, но я бы не шумел на этот счет, потому что мы понимаем, в какое время живем, смотрим ТВ-новости, знаем, что происходит в мире и, к сожалению, в России тоже. Тем не менее, Петербург уже трудно представить без фестиваля «Звезды белых ночей». Когда-нибудь посчитаем, что дает Австрии Зальцбургский фестиваль, и что дает Петербургу фестиваль «Звезды белых ночей». Посчитаем, и, может быть, удивимся…
Масштабы грядущего XVII международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей», что пройдет с 21 мая по 19 июля, удивляют. Поистине, все звезды будут в гости к нам. От проектов и премьер рябит в глазах.
- Говорить о программе фестиваля «Звезды белых ночей» и трудно, и легко, - заметил Валерий Гергиев. - Мы с утра до вечера слышим, что живем в эпоху кризиса. Кризиса небывалого. Еще неизвестно, чем он ударит по великим театрам. Буквально накануне ночью я прочитал не очень веселую новость из Мет (Метрополитен-опера. – Прим. Авт.), театра, в котором очень часто выступаю, вообще служу там уже много лет. Отказ еще от нескольких постановок для Мета – событие небывалое. Ведь это высокоорганизованный театр, и мне с большой долей опаски приходится объявлять о наших планах… Если мои коллеги за океаном явно идут на сокращение творческих программ, решили свои амбиции поумерить, то это ли не яркий пример того, что сейчас происходит в оперном мире. Тем не менее, в Мариинском театре мы пока от своих планов не отступаем…
В подтверждение своих слов маэстро также подчеркнул, что с 1 апреля в течение двух недель пройдет фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В рамках гоголевских вечеров состоятся мировые премьеры трех опер на сюжеты Гоголя, и на сцену Мариинки возвратится опера Родиона Щедрина «Мертвые души».
Михаил Антонов,
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-мл.