Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Финансы Кризис Сети от кризиса трещат, но держатся

Сети от кризиса трещат, но держатся

594
ato-spb.ru

Сетевая торговля переживает не лучшие времена. К общим для крупного бизнеса проблемам с кредитами, поставщиками и снижающейся покупательской способностью потребителей добавились и административные – стремление властей сократить долю «сетевиков» до минимума. Однако продуктовый ритейл сдаваться не собирается. Как сети справляются с кризисом - разбирался корреспондент «Фонтанки».

Антикризисные меры, которые предпринимают торговые сети, направлены, главным образом, на увеличение оборота средств. Чтобы добиться этого, владельцы «Х5-Ритейл Групп» начали корректировку ассортиментной политики. В ближайшее время они намерены сократить ассортимент для дискаунтеров с 5 тысяч позиций до 3 тысяч, а для гипермаркетов - с 20 тысяч до 10 тысяч. «С полок исчезнут необоснованно дорогие и практически невостребованные товары, - объяснила Светлана Бабанская, заместитель генерального директора Северо-Западного филиала «Х5-Ритейл Групп». – Произойдет смещение в сторону базовых позиций, товаров с быстрой окупаемостью».

Правда, петербуржцы, по словам Бабанской, изменений в ассортименте магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» почти не заметят – в нашем городе полки этих магазинов были намного скуднее, чем в других регионах. Например, в «Пятерочке» было представлено около 3 тысяч наименований товаров, а в «Перекрестке» и «Карусели» - 12 тысяч. Так что изменения будут неощутимы – их почувствуют, главным образом, москвичи.

В сети «О’Кей» ассортимент сокращается естественным образом. «Мы никого не убираем с полок, у нас идеология – максимально широкий выбор, - рассказал Родион Лебедев, директор по Северо-Западному региону ООО «О’Кей». – Но каждую неделю какой-нибудь поставщик исчезает». Выявить какую-либо тенденцию в исчезновении поставщиков, по его словам, почти невозможно. «Они пропадают во всех категориях и во всех наименованиях. Недавно исчезли элитные сыры, а на прошлой неделе – молочный комбинат – продукция эконом-класса, - поясняет он. – Процесс совершенно не предсказуем, и меньше всего связан со спросом, а объясняется только проблемами самих поставщиков».

Евгения Шарова, бренд-менеджер по марке "Фрико" компании "Невские сыры", подтвердила, что ассортимент элитных сыров в сети "О'Кей" очень сильно сокращен, а некоторые разновидности сыров с плесенью просто исчезли с прилавка. По ее словам, сейчас в сети поставляется главным образом продукция низкоценового и среднеценового сегмента.

Для поддержки поставщиков в «Х5-Ритейл Групп» принято решение уменьшить период отсрочки платежа для производителей отечественной сельхозпродукции до 14 дней. Заметим, что до недавнего времени этот период составлял – для разных поставщиков – от 45 до 60 дней. В сети «О’Кей», как утверждает Лебедев, время отсрочки платежа никогда не превышало двух недель – для всех категорий поставщиков. Эта сеть делает ставку на «товары первой цены», то есть, на то, что в каждой группе должен быть представлен товар хотя бы одного наименования по самой низкой в городе цене. В тех случаях, «когда товар ходовой, и есть «первая цена», ни о каком «входном билете» на полку речи даже не идет», заверяет Лебедев.

Стоит отметить, что, по словам участников рынка, доход от «входных билетов» составляет по разным сетям порядка 2-5% от всего объема оборотных средств. Затраты поставщиков различаются в зависимости от характера их продукции – больше всего приходится платить за то, чтобы на полках сетевых магазинов оказались алкогольные напитки – от $1000-10 000 за наменование в год (в ценах 2007 года). В среднем же стоимость «входного билета» составляет порядка 10% от стоимости поставляемого товара.

Собственные расходы «сетевики» собираются оптимизировать. Например, «Х5-Ритейл Групп» сокращено около 30% управленческого персонала. В «О’Кее» обошлись без сокращений – компания недавно открыла филиал в Москве, и, как пояснил Лебедев, многих сотрудников высшего звена перевели туда.

Пересмотрены планы по развитию сетей. В «Х5» намерены ориентироваться в первую очередь на создание дискаунтеров, поскольку в последнее время наблюдается отток покупателей из гипермаркетов. При этом строить новые магазины компания не намерена – «мы будем брать помещения в аренду и открывать в них «Пятерочки», сообщила Бабанская. Сейчас, по ее словам, проводятся переговоры с арендодателями о снижении арендных ставок. «Но арендодатели пока понижать ставки не готовы», - призналась она. В то же время Бабанская не стала отрицать, что «Х5-Ритейл Групп» ведет переговоры о приобретении сети магазинов «Находка».

В «О’Кее» также намерены отказаться от строительства новых торговых площадей. «Это слишком большие расходы, не имеющие сейчас смысла, - считает Лебедев. – Проще взять в аренду помещение – срок реконструкции отнимает два-три месяца, а потом уже можно открывать торговлю и выходить на оборот средств». При этом, как стало известно «Фонтанке», ООО «О’Кей» заключило договор с консалтинговой компанией Colliers International о проведении работ по оценке земельных активов «О’Кея».

В самом тяжелом положении находится «Лента». В декабре эта сеть испытывала очень серьезные затруднения и была не в состоянии расплатиться с поставщиками. Однако, как сообщила Надежда Кузнецова, заместитель директора Департамента развития конкуренции анализа конъюнктуры рынка Минэкономразвития, из бюджета выделены средства на поддержку этой сети. К слову, получила финансовые «вливания» и «Пятерочка». «О’Кей», по словам Лебедева, в кредитах не нуждается и вполне способен справиться со всеми проблемами собственными силами.

Начинания правительства РФ по сокращению сетевой торговли участников рынка не пугают. Все эксперты в один голос назвали эту инициативу «полным бредом» и заявили, что «это невозможно». Поддерживают бизнесменов и многие чиновники – в Минэкономразвития полагают, что «сетевая торговля – это очень позитивно, особенно в период кризиса», а представители петербургского КЭРППиТа заявили, что «петербуржцы в маленькие магазины никогда не пойдут – они уже привыкли к сетям, поскольку знают, что там покупать продукты безопасно». И вообще «сети – это петербургский стиль», - с пафосом заверили корреспондента «Фонтанки» организаторы конкурса «Сделано в Петербурге».

Впрочем, Родион Лебедев согласен с тем, что «какая-то разумная планка должна быть, поскольку монополия – это тоже плохо». По его мнению, ограничение доли сетевой торговли до 35% было бы вполне приемлемо. «Но не 15% и уж тем более не 5%, как это предлагается», - возмущенно заявил он.

Напомним, первые вице-премьеры правительства РФ Игорь Шувалов и Виктор Зубков выступили с инициативой снизить порог доминирования оптовых торговых сетей в Москве с 35 до 15 процентов, а в Петербурге - до 5 процентов. Сейчас на долю продуктовой сетевой торговли в нашем городе приходится около 75% рынка – больше, чем где-либо в стране. И этот факт уже привлек внимание ФАС.

Справка:


Всего в нашем городе действует 14 тысяч предприятий розничной торговли. Среди них -214 торговых комплексов, 24 рынка и более 2 тысяч объектов мелкой розницы.
Среди наиболее известных сетевых магазинов в Петербурге - 14 «точек» сети «Лента», 13 магазинов сети «Карусель», 13 гипермаркетов О'КЕЙ, 3 магазина сети «Метро», 2 — сети «Ашан», 18 - «Перекресток», более 200 «точек» «Пятерочки».

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях