На Совете по борьбе с коррупцией Дмитрий Медведев объявил, что ежегодно будет обнародовать сведения о своих доходах. И это его очередной подзатыльник коррупции в рамках стартующей реформы госслужбы. Новые правила обяжут чиновников системно отчитываться за себя и за семью. Это важно не столько с точки зрения чистоты помыслов и рядов, сколько из-за обязательного подражания вышестоящей власти. Столь свойственное императорской традиции в России.
В 70-е годы министерством обороны руководил маршал Андрей Антонович Гречко. С возрастом у него заболела правая рука, и он отдавал честь, сильно не доводя пальцы до фуражки. В результате все офицеры генерального штаба переняли его вынужденную манеру. Появился своеобразный неуставной стиль.
С 2000 года многие чиновники и бизнесмены перевесили свои эксклюзивные часы на правую руку. В связи с тем, что новый президент Путин оказался левшой.
С первых же дней президентства Дмитрия Медведева общество заметило в его публичных речах знакомые вербальные интонации Владимира Путина.
Политическая элита всегда внимательнейшим образом следила за вкусами и фобиями вождей. Просто в этой любопытной исторической линейке Россия стоит впереди. Ее обгоняют лишь авторитарные режимы Юго-Восточной Азии. Так, если Великий Кормчий Мао переплыл реку Янцзы, то весь госаппарат начал нырять в ручьи и пруды.
Сегодняшний президент человек реальный, и от него невозможно было бы услышать фразу Че Гевары: «Либо всем как мне, либо мне как всем». Но! Новый стиль поведения и этики, который он медленно, но навязывает, как чеховское ружье, бабахнет.
Меньше всего казнокрады боятся возмездия Фемиды, потому как большинство высших чиновников разных служб и ведомств спаяны одной цепью понятий и договоренностей. Пугать их карами закона - все равно что повторять ошибки Михаила Горбачева, который искренне считал, что если издать указ о запрещении пить на рабочем месте, то госслужащие перейдут на лимонад «Буратино». Чиновник системный и классический станет повторять повадки Всевышнего постепенно и подсознательно. Того, к кому он мечтает приблизиться хотя бы на ступенечку в иерархии.
Публично и юридически Медведев начал с очень банальных вещей - декларации о доходах. Но кулуарно он может вмазать по привыкшим к роскоши подчиненным крепко. Например, на заседании сделать замечание по поводу сверхдорогих часов. Мы понимаем, как труслив топ-менеджер правительства: он тут же коленопреклоненно начнет демонстрировать время на циферблате грошевом. Где-нибудь в 20-30 тысяч евро. Ниже нельзя — это унижение.
Далее уйдут из видеоряда наглые демонстрации марки «Майбах» и «Бентли». И вскоре (года за три) каждый табель о рангах будет знать, как себя позиционировать на фоне мира потребления.
Вспомним: в СССР никто фактически не запрещал директору магазина красть. И перемещал он себя на жигулях пятой модели. Но если бы завмаг позволил бы себе (а он мог) сесть за руль черной «Волги», то сел бы в тюрьму за пару месяцев. Черный ГАЗ-24 — это был символ могущества КПСС.
В этом была глубокая коммунистическая этика: можешь есть черную икру - ешь. Но под одеялом. Чтобы народ за вилы от обиды не взялся. А фактически воровство процветало.
Цвести оно будет и в Российской Федерации. Во время Медведева и после. Но изменить показное бриллиантовое хамство хотя бы внешне - победа незаурядная. За это не жалко и Нобелевскую премию мира.
Как говорил Жванецкий: «За кефир отдельное спасибо».