За последние два года доля сторонников строительства «Охта центра» выросла с 32-х до 45-ти процентов. Таковы результаты социологического исследования, которые представил 12 марта в Петербурге научный руководитель «Агентства социальной информации» (АСИ) Роман Могилевский.
Более того, эта цифра будет расти, рискнул предсказать социолог. Ведь в условиях экономического кризиса на первый план у людей все больше выходят именно финансовые аспекты любого явления. На смену эмоциональной негативной реакции ко всему вокруг, наблюдавшейся в самом начале кризиса, приходит прагматичная оценка, считает Могилевский.
Опрос проводили по заказу самого ОДЦ «Охта», анализирующего отношение горожан к своему проекту. Делался он в два этапа — в декабре 2008 года опрашивали жителей всех районов, затем в феврале 2009-го - главным образом жителей Красногвардейского района. Объем выборки — 2004 человека. Опрос делали в виде телефонных интервью.
Количество сторонников проекта выросло за счет тех, кто на момент опроса в 2006-м году не определился со своим отношением к проекту. Если два года назад не решивших, чего больше в высотном общественно-деловом центре на Малой Охте - плюсов или минусов - было 33 процента, то сейчас таких всего 20-ть процентов среди опрошенных. Важный момент в этом сыграла информированность горожан, отметили социологи. Сейчас о проекте знают 80 процентов участников опроса, эта цифра также выросла за последние два года.
Доля противников почти не изменилась — 32 процента в декабре 2008-го против 35 в 2006-м. Любопытно, что чуть меньше сторонников и больше противников «Охта центра» проживают в центре Петербурга. В самом Красногвардейском районе, где должен появиться центр, а также на окраинах города царит, скорее, положительное восприятие проекта. Еще одно любопытное расслоение — недавно приехавшие в Петербург также главным образом отмечают именно плюсы «газпромовского» проекта. Среди коренных петербуржцев и давно живущих в городе людей противников больше, хотя и не намного.
Практически не изменились причины, которые вызывают отторжение проекта у горожан. Это нарушение высотного регламента (отметили больше половины опрошенных), беспокойство за виды города и транспортную ситуацию в районе. В меньшей степени горожане волновались из-за того, что проект должен был оплачиваться из бюджета, и того, что будут расселять близлежащие дома. Кстати, информация о том, что город больше не финансирует проект «Охта центра», дошла пока, как ни старались журналисты, только до 8 процентов опрошенных. Еще 23 процента что-то слышали об изменениях финансовой схемы, но не вполне уверены, что именно.
А вот среди плюсов «Охта центра», которые отмечают петербуржцы, изменения довольно любопытны. В первую очередь отмечают появление новых рабочих мест (этот аспект отметили 45 процентов горожан, и 36 жителей Красногвардейского района), приток инвестиций в город (38 процентов в городе, 27 в районе). Жители Красногвардейского района на второе место поставили будущее благоустройство и улучшение внешнего вида самой Малой Охты. Отмечают горожане также повышение престижа района и усиление имиджа города, которые они ожидают после постройки нового общественно-делового центра.
Эти факторы, считает Роман Могилевский, будут определять настроение горожан и в дальнейшем: чем сильнее экономический кризис, тем важнее для петербуржцев именно экономические моменты, а не вопросы эстетики.
Одним из вопросов, которые вызвали у журналистов представленные научным руководителем АСИ данные, было расхождение его цифр с результатами прошлогоднего опроса центра «Мегаполис» Татьяны Протасенко.
Напомним, что в апреле 2008 года в ряде СМИ появилась информация, что согласно результатам исследования, проведённого по заказу Смольного социологическим центром «Мегаполис», положительно относятся к «Охта центру» всего 18,5% горожан, а отрицательно — 40,4%. Сама Протасенко, впрочем, заявляла «Фонтанке», что подача прессой этих цифр некорректна. По мнению Романа Могилевского, социологам его агентства удалось сформулировать вопросы к горожанам нейтрально, не вкладывая в них каких-то оценок и изначальной окраски, и таким образом получена именно реальная картина. Именно этим он и объяснил разницу.
Павел Егоров,
"Фонтанка.ру"