Ошибки педиатров, после которых годовалая девочка отправилась на тот свет, оценивают в 100 тысяч рублей. Таково решение Всеволожского суда, которое на днях должно вступить в законную силу. Компенсацию несчастным родителям обязаны выплатить совместно три больницы. Ничтожное наказание, вероятно, лишь утвердит врачей в своей правоте. И никак не повлияет на ситуацию, при которой медучреждения не готовы бороться с быстропротекающими тяжелыми детскими заболеваниями.
Год, и нет
Лиза Смирнова родилась 7 августа 2003 года. И умерла 3 августа 2004 года, не дожив четверо суток до своего первого дня рождения. Еще на 7-м месяце ей поставили плохой диагноз – анемия и почечная патология. В канун Нового года родители обнаружили кровь в кале малышки, затем появилась сыпь. Высокая температура стала обычным явлением. В конце концов, ребенок перестал писать.
Все это время за здоровьем девочки должны были следить участковые педиатры поселка Красная Звезда Всеволожского района, где Лиза провела свою недолгую жизнь. Но педиатры Нина Шпалтакова и Ольга Колчанова, судя по всему, ничего серьезного в состоянии ребенка не видели. В амбулаторной карточке Лизы до последнего стояла запись: «Жалоб нет». На госпитализации тоже никто не настаивал.
В ночь с 25 на 26 июля Лизе стало совсем плохо. «Скорая» увезла ее во Всеволожскую ЦРБ. Там у ребенка развился отек. После многочасовых раздумий врачи перевели Лизу в реанимацию. А 27 июля отправили в Петербург - в детскую городскую больницу № 1 на Авангардной улице. Там Лиза впала в кому, а спустя несколько дней умерла, как выяснилось позже – от острой кишечной инфекции, осложнившейся развитием гемалитико-уренического синдрома.
Дефективное лечение
После трагедии состоялся разбор обстоятельств происшедшего. Большинство врачей, тем или иным образом участвовавших в лечении Лизы Смирновой, получили лишь замечания. Наиболее серьезно поплатились участковые педиатры Шпалтакова и Колчанова. Им объявили выговоры за формальное ведение медицинской документации и за невнимательное отношение к ребенку.
Главный педиатр правительства Ленобласти Владимир Пуринь сделал вывод, что врачи на всех стадиях допустили дефекты в лечении. Но заболевание было столь тяжелым, что их действия не были прямой причиной гибели ребенка.
Уголовное дело, возбужденное по факту смерти Лизы, примерно через год было прекращено за отсутствием состава преступления. Следователь Следственного управления при УВД Всеволожского района Недзвецкая не усмотрела в действиях медицинских работников ни одной из больниц умысла на неоказание медицинской помощи. «По результатам комиссионной судебно-медицинской экспертизы нарушения со стороны врачей на каждом из этапов были, т.е. была оказана помощь недолжным образом, но она была оказана ненадлежащим образом не намеренно, а в результате сложившихся обстоятельств», - заключила она.
С вас 100 тысяч!
Родители Лизы, Марина и Константин Смирновы, обратились во Всеволожский суд с гражданским иском о компенсации морального вреда. С больниц они потребовали 1 000 000 рублей. Сумма условная. Никакие деньги не смогут восполнить потерю единственного долгожданного ребенка.
Но медучреждения исковые требования не признали. А судья Кабирова, похоже, попросту поглумилась над несчастными родителями.
В решении она упомянула о выводах экспертов, касавшихся дефектов оказания медицинской помощи, допущенных на всех этапах лечения Лизы. Ребенок нуждался в срочной госпитализации, и педиатр краснозвездинской больницы должен был убедить в этом родителей, во Всеволожской ЦРБ недооценили тяжесть состояния ребенка, не сделали необходимые исследования, поздно перевели в реанимацию, не установили диагноз «гемолитико-уренический синдром», поздно передали ребенка в «ДГБ № 1». А там, по мнению экспертов, поздно перевели Лизу на искусственную вентиляцию легких.
Судья упомянула и о том, что, по мнению экспертов, причинно-следственная связь между этими дефектами хоть и не прямая, но имеется, что они утяжелили состояние ребенка и способствовали наступлению смерти. Но в результате приняла решение о выплате Смирновым смехотворной, с точки зрения здравого смысла, компенсации.
Всеволожскя ЦРБ должна будет выплатить 70 тысяч рублей, краснозвездинская больница - 20 тысяч рублей, ДГБ №1 - 10 тысяч рублей. Итого - 100 тысяч. Учитывая, что деньги, скорее всего будут выплачивать из бюджетов больниц, а не из карманов самих врачей, наказание вряд ли кто-то ощутит. А, может, суд принял такое решение с расчетом на то, что Смирновы — не единственные несчастные родители. Если всем компенсировать миллионы, никаких денег не напасешься.
Светлана Стрельцова,
«Фонтанка.ру»