Вице-губернатор Алексей Сергеев жителям Петербурга и политикам известен больше как глава Калининского района, бизнесу — как глава комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Сейчас он вице-губернатор, который курирует сферу ЖКХ, дорог, транспорта, инженерии, коммуникаций. «Фонтанка» поинтересовалась, не страшно ли ему...
Вице-губернатор Алексей Сергеев простым жителям Петербурга и политикам известен больше как глава Калининского района, бизнесу — как глава комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. С недавнего времени он занял пост вице-губернатора, который курирует сферу ЖКХ, дорог, транспорта, инженерии, коммуникаций. «Фонтанка» поинтересовалась, не страшно ли ему...
- Должность вице-губернатора, курирующего сферу коммунального хозяйства, считают "расстрельной". За пять лет на этом посту уже сменились в качестве руководителей Олег Виролайнен и Александр Полукеев. Вы себе уже приготовили щит?
- Бронежилет. Понятно, что «расстрельная должность» - это некий литературный прием, но пока никого из моих предшественников не расстреляли, все живы и здоровы. А если говорить серьезно, то и Валентина Матвиенко, когда 3 февраля сообщила о назначении, сделала акцент, что участок сложный и проблемный.
- Есть ощущение, что это - неблагодарная работа?
- С этим согласен. Но неблагодарность — это неизменный атрибут всех государственных должностей. Еще работая главой администрации Калининского района, я испытывал горькие чувства в конце каждого рабочего дня из-за того, что понимал: какое бы решение мы ни приняли, всегда будет некоторое количество оппонентов. Потому что нельзя принять решение, которое удовлетворит всех. В прошедшую субботу, когда мы с губернатором были на Шкапина — Розенштейна и обсуждали расселение нескольких аварийных домов, мы увидели, что часть жителей хочет уехать. А половина говорит: «В этом доме родились, в нем и умрем. Мы вложились в квартиры, не надо нас расселять». Это как пример. Поэтому считаю, что надо работать, не думая о том, что твоя должность «расстрельная». Если постоянно на этом зацикливаться, углубляться, то это будет отражаться на результатах. Я дал себе слово об этом не думать и эту тему не обсуждать.
- Когда Вас назначали на должность вице-губернатора и провожали из КЭРППиТа, и депутаты и чиновники чаще всего вспоминали Вашу работу именно в районе, а не в комитете...
- Это связываю с тем, что воспоминанием о моей работе именно в районе мне давали понять: будет востребован опыт, который я приобрел именно на той должности. Один из депутатов сказал, комментируя мое назначение, что фактически на уровне района глава по большей части осуществляет роль вице-губернатора, который отвечает за городское хозяйство и ЖКХ. Это — главная головная боль руководителя районной администрации.
- В Вашей новой сфере уже есть «потери». По некоторым сведениям, никак не могут найти руководителя ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» Владислава Масленчука...
- Не знаю, нашли или не нашли Масленчука, но этот фактор отразился на том, что после вступления в должность первым я посетил комитет по транспорту. И первый организационный вопрос был связан с назначением нового руководителя ГУП. Мне доложили об этой ситуации. К тому моменту уже была подготовлена новая кандидатура. Я согласовал как решение об увольнении одного руководителя, так назначение нового. Мы очень внимательно будем смотреть за работой новичка. И тот испытательный срок, который назначен - не формальный.
- Как Вы смотрите на транспортную ситуацию в городе? И что можно сделать, чтобы решить ключевые проблемы, на которые ежедневно жалуются горожане?
- Как и в любом мегаполисе, она очень напряженная. Но, скажу откровенно, не сторонник оценивать ее как катастрофическую. Все люди, выезжая из дома, доезжают до конечных пунктов. Поэтому можно сделать вывод, что транспорт, пусть с напряжением, но свою задачу выполняет. Можно сказать, что есть проблема скорости этого передвижения. И я с этим согласен. И есть проблема качества предоставляемой услуги. Если говорить в принципе, надо уделить внимание этому факту. Мы должны сделать все, чтобы гражданин перемещался быстрее и в комфортных условиях.
- Скоро будет объявлен новый конкурс на пассажирские перевозки в городе. Последний многие считают провальным...
- Я пока не видел документов по новому конкурсу, которые готовит комитет по транспорту. Но есть желание учесть ошибки, которые привели или приводят к негативным настроениям. Будем стараться второй раз не наступать на одни и те же грабли. С учетом того, что условия конкурса должны действовать с 1 января 2011 года, мы решили его объявить пораньше, чтобы как можно больше компаний в нем участвовало.
- Город избавляется от так называемых «маршруток», хотя гражданам они полюбились из-за того, что можно быстро доехать и выйти практически в любом месте. Другое дело манера езды водителей и их профессионально-качественный состав, который «подкачал»... Нравится ли Вам этот вид транспорта?
- Как житель города я много раз путешествовал в «маршрутках». Я всю жизнь прожил в Выборгском районе, ну еще ездил в родной, Калининский. Скажу откровенно, на примере той, на которой я перемещался, на севере города - эти маршрутки мне не нравятся. В частности, одна ходит от станции метро «Удельная», №123. В них не получаешь удовлетворения. Это в основном такая... тяжелая техника. Едешь с определенным опасением, как и все люди. Особенно в последнее время, когда участились случаи ДТП.
- А на метро катаетесь?
- Считаю, что метро — это та основная машина, хребет транспортной системы, который спасает город. Но я в метро не езжу, я — автомобилист. И первую машину купил в августе 1980 года на паях со своим отцом после двух напряженных летних периодов, проведенных в стройотрядах. И с того времени много езжу в автомобиле.
- Сейчас активно в городе строятся паркинги. Как далеко они должны располагаться от дома?
- Сам хожу в паркинг 27 минут. Считаю, что это не очень комфортно. Это много. Он должен находиться в пределах 15 минут ходьбы максимум.
- Если нет паркинга, где оставлять машину? Во дворах или на проезжей части?
- С одной стороны, проезжая часть — не место для парковки. По ней автомобили должны двигаться. И чем больше мы ее будем загромождать, тем тяжелее будет решать основную задачу борьбы с пробками. С другой стороны, они должны быть выведены из дворовых территорий. Живу во дворе, где зачастую скорая помощь и другой специальный транспорт не может подъехать к парадной, так как проезд забит машинами. Выход — надо расширять внутридворовые проезды и организовывать места для парковки. Мы начинали такую работу, еще когда я был в Калининском районе. Надо смелее принимать такие решения и понимать, что машина все равно будет стоять на газоне, который не будет иметь вид такового. Лучше немного пожертвовать им, но организовать нормальное место.
- Решение жилищной проблемы - приоритет №1. При всех заявленных благих намерениях это кажется невозможным.
- Это та отрасль, которая не подвергалась секвестированию. Среди вопросов, связанных с реализацией жилищной политики, первая задача, которая стоит — выполнение указа президента об улучшении жилищных условий всех ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто награжден знаком «Житель блокадного Ленинграда». Все, кто встал на очередь до 1 марта 2005 года, должны получить до 1 мая 2010 года отдельные квартиры. Это архиважная задача. Сейчас начинаем «верстку», привязывая списки ветеранов в каждом районе с теми квартирами, которые будут вводиться. Работа предстоит не механическая - мы прекрасно понимаем, что кого-то не устроит география. Потребуется определенное психологическое взаимодействие с ветеранами, надо будет убеждать. Но мы эту задачу должны выполнить.
- Качество обслуживания домов за последние годы отличается от периода советского времени? Как повысить статус дворника от "уборщика" до "хранителя дома и двора"?
- Умничать не буду, пока не знаю. Буду думать и, может быть, когда-нибудь скажу. Но это нужно сделать. Я застал таких дворников, которые, может быть, и не были хранителями двора в полном смысле этого слова, но элементы сохранились. Сейчас абсолютно другая ситуация. Сегодня сектор государственного жилья становится все меньше и меньше. Наверно, этот процесс пойдет через понятие «частная собственность», через осознание того, что ты — владелец. То, что выбор обслуживающей организации — это твой выбор, а не государства или кого-то еще. Каждый должен относиться к подбору управляющей организации как к вопросу ввода в семью няни или репетитора для своего ребенка. Когда будут проходить эти процессы, то и у людей, которых нанимают, тоже изменится к этому отношение.
- Есть опасения, что через несколько лет некуда будет вывозить мусор? Есть предложения по оптимизации работы этой системы?
- Разобраться в сфере сбора и утилизации твердых бытовых отходов — это одно из первых предметных поручений, которое я получил после предложения перейти на новую должность. Еще в декабре меня как председателя КЭРППиТ пригласили на одно из совещаний по этой теме. Это была первая «мозговая атака». На том совещании высказывалась идея о возможности создания единой городской организации, которая бы занималась всеми вопросами по сбору, утилизации отходов. По типу того как водоснабжением и водоотведением занимается единая организация — ГУП «Водоканал». Но пока это высказывалось на уровне идеи. На будущей неделе намерен встретиться с главными специалистами в городе, которые занимаются этой проблемой, чтобы все идеи положить на бумагу и с этим уже прийти к руководителю города. Нужно что-то сделать, чтобы был результат. При этом не обязательно все взять и поменять.
- Как Вы отнеслись к истории с полигоном для отходов в Синявино?
- Очень мало знаю по этой ситуации и ею не занимался. Как обыватель наблюдал по телевизору. У меня только один вопрос: почему, если работы велись с ноября 2005 года, точка кипения вдруг возникла 24 января 2009 года? Почему этот процесс не был остановлен раньше?
- Сфера инженерной инфраструктуры и энергетики - довольно сложная, и иногда людям без специального образования трудно в нее вникнуть в принципе. Сложно ли разобраться в параметрах электростанций, подземных труб, надземных проводов и их реальной стоимости?
- Думаю, что разобраться можно во всем. Трудно - не трудно, но надо.
- Но пока не осилили?
- На 10-й рабочий день не могу этим похвастаться. Но я пришел из комитета, который курировал промышленность. Последние три месяца очень часто предлагал руководителям городских служб продукцию наших инновационных предприятий. Среди них приличный удельный вес занимали приборы, которые связаны с вопросами контроля за различными энергосистемами, датчики, средства связи и даже элементы системы ГЛОНАСС — чтобы следить за дефектами. Поэтому я намерен не просто в этом разобраться, а добиться того, чтобы каждый год горхозяйство оснащалось все больше такими новациями.
- Недавно Вы защитили кандидатскую диссертацию по теме «Формирование индустриально-инфраструктурного комплекса мегаполиса с выделением ключевых обеспечивающих элементов». Эта работа пригодится Вам в новой должности?
- Я писал ее в течение двух лет. И, конечно, ее тема проистекала из тех функций, которые я выполнял по месту своей прежней работы. Скажу так — перейдя с Вознесенского в Смольный, с темой диссертации не расстался. Ее объектом является индустриально-инфраструктурный комплекс мегаполиса. Я смотрел с одной стороны на этот комплекс. Теперь по роду своей должности я буду смотреть с другой, с инфраструктурной стороны. Так или иначе, в работе я делал вывод о том, что в этом пироге постоянной, неизменной частью является именно инфраструктура. Она - основа для зарождения бизнеса. Бизнес может меняться, но инфраструктура, которая будет создана, будет существовать более длительное время.
Беседовала Александра Медведева
Фонтанка.ру