Конституционный суд признал неконституционными и отменил нормы ГПК, согласно которым человека можно признать по суду недееспособным в его отсутствие, а также невозможность опротестовать данное судебное решение.
Таким образом КС принял окончательное решение по так называемому “делу Штукатурова”. Напомним, проверку ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также ряда норм ГПК инициировали трое граждан, которые в свое время были признаны недееспособными. Двое петербуржцев – Павел Штукатуров и Юлия Гудкова – и жительница Московской области Мария Яшина узнали о том, что они не в состоянии отвечать за свои поступки через несколько месяцев после того, как было принято соответствующее судебное решение. Опекунами заявителей стали их ближайшие родственники, которые и ходатайствовали о признании недееспособными. Лишенные права действовать убеждены, что все дело в квартирном вопросе – каждый из них был собственником жилья, которое теперь поступило в распоряжение опекунов.
В случае с 26-летним Павлом Штукатуровым дело дошло до Европейского суда. Собственная мать не только добилась признания сына недееспособным, но и как опекун поместила его в психиатрический стационар, где он провел больше полугода. В Страсбурге рассмотрели жалобу Штукатурова в приоритетном порядке и оштрафовали Россию за нарушение права сторон на состязательность.
КС принялся за рассмотрение дела 30 января 2009 года. Фактически был поставлен вопрос: позволяют ли российские законы упрятать в психиатрическую лечебницу здорового человека? В действующей редакции статьи Гражданско-процессуального кодекса есть фраза, согласно которой признание гражданина недееспособным может состояться в его отсутствие. С этого момента человек становится юридическим нулем: он не может принимать никаких решений, отстаивать свои права и даже оспаривать сам факт признания себя недееспособным.
Конституционный суд посчитал, что данные нормы противоречат Конституции и принял решение об их отмене.