В условиях кризиса государство на что только не идет, чтобы сдержать уровень роста безработицы и хоть как-то помочь страждущим гражданам. Новые идеи были озвучены первым вице-премьером Игорем Шуваловым. В двух словах концепцию можно объяснить так: вся страна должна учиться, учиться и еще раз учиться. Что думают люди от образования об идеях власть имущих, выяснил корреспондент «Фонтанки».
Итак, доклад экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, оказавшийся достоянием общественности, предлагает потратить на «консервацию» студентов до 21 миллиарда рублей из бюджета 2009 года. В тексте декларируется, что в период кризиса следует любой ценой удержать студентов в вузах — ведь работать молодежи будет негде. Необходимо отметить, что нечто подобное чиновники уже делают: если в прошлом году в 345 вузах, подведомственных Рособразованию, поступить в магистратуру могли лишь 13,8 тысячи человек, то в этом оставлено 30 тысяч мест. Бесплатная аспирантура, дополнительное образование на базе вузов – в какой-то степени все эти меры вовсю внедряются в Петербурге.
Единственное, что еще нигде не внедрено – 12-летнее школьное образование и упрощенный прием выпускников техникумов в вузы. Тем временем, эксперты правительства предлагают увеличить срок обучения на год, таким образом, выход на рынок труда для подростка отсрочится на этапе поступления в вуз. Для отсрочки трудоустройства выпускников техникумов в докладе предложили максимально упростить их прием на третий курс вузов. В целом же, бюджетный прием, по мнению авторов стратегии, должен быть максимально расширен.
Эксперты «Фонтанки» поддерживают инициативы, высказанные в докладе – это поможет повернуть реформу образования, проводимую в России, в нужное русло.
Сергей Бурячко, директор Петербургской классической гимназии:
- Все, что предлагается, чрезвычайно разумно, это касается и нынешней ситуации, и будущего. Правда, в данном случае, наспех принятый закон будет равносилен запрету пить пиво в общественных местах: все знают, что делать этого нельзя, но пьют. Так может быть и с 12-летним образованием. Кто будет это контролировать? Мы никогда не состыкуем наши дипломы с европейскими, если не будет 12-летнего образования. При этом должна быть хорошо развита система профессионального образования. Сейчас 11-й класс фактически выпадает – дети готовятся к ЕГЭ.
Майя Пильдес, директор гимназии № 56:
- Я ничего плохого не вижу в 12-летнем обучении, если у государства есть на это деньги. Это способ решения вопроса с безработицей. Подобный опыт хорошо используется за границей. Тем более, что я бы хотела и предполагала, что 12-й класс - это не растягивание программы. Это год абитуры, когда ребенок выбирает только те предметы, которые необходимы для будущей профессии. Но при введении такого обучения необходимо широкое развитие сети среднего специального образования. Не обязательно всем детям учиться 12 лет.
Лев Сундстрем, ректор Петербургской государственной академии театрального искусства:
- О дальнейшем обучении речь идет в вузах, перешедших на болонскую систему. Мы работаем по специалитету, необходимости, да и возможности задерживать студентов у нас нет. Сейчас ничего не могу прогнозировать – неизвестно, что будет летом, как будет развиваться ситуация. Тем не менее, нынешний актерский курс при молодежном театре, скорее всего, не останется без работы: театр очень озабочен тем, чтобы оставить ребят. На старших курсах практически все работают. Кроме того, в Петербурге сейчас зарождается лаборатория при Союзе театральных деятелей для молодых режиссеров и актеров, выделяются деньги на то, чтобы молодые люди могли показать себя не только в дипломных работах.
Владимир Васильев, ректор ИТМО, председатель совета ректоров Петербурга:
- На совете ректоров вузов Петербурга уже было принято дополнительное соглашение о предоставлении студентам рассрочки по оплате обучения. Срок оплаты может меняться (например, ежемесячная или перенесенная оплата). Это будет рассматриваться каждый раз индивидуально, самое главное, что решение принимать будет не просто заведующий кафедрой, декан или ректор, но и широкая студенческая общественность – органы самоуправления или студсоветы. По фиксации стоимости обучения на весь срок обучения ректоры вузов также не возражают, но с учетом индекса официальной инфляции. Ее необходимо учитывать, потому что тарифы и цены поднимаются.
Продолжение обучения - вопрос не только высших учебных заведений. Магистратура – практически индивидуальная работа студентов. Должен быть создан перечень тем, которые требуются экономике, должен быть расширен список руководителей магистерских диссертаций. Еще один вопрос – готовность самих студентов, для того чтобы это не было просто увеличением сроков обучения. Студенты должны быть мотивированы на написание нормальной диссертации.
Мы говорили на совете ректоров и о том, что в тех высших учебных заведениях, где нет структурных подразделений по трудоустройству выпускников и студентов, их необходимо создать. Этим центрам сейчас необходимо активизировать работу: связаться со стратегическими партнерами, выяснить вакантные места, более активно информировать студентов, провести дополнительные ярмарки вакансий внутри вузов. Я встречался с членами городского студсовета. Они говорят, что столкнулись с завышенными требованиями: запрос у студентов гораздо выше, чем может предложить нынешняя кризисная экономика, то есть ребята живут в 97-98 годах, просят зарплату выше, чем могут предоставлять предприятия. До студентов кризис еще не дошел.
На совете ректоров обсуждался вопрос о том, чтобы посмотреть на биржах труда невостребованные специальности, чтобы высшие учебные заведения включили курс опережающей переподготовки, таким образом, люди, будучи студентами, могут получить дополнительный диплом или удостоверения по требуемым экономикой специальностям.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»