После четырехлетнего перерыва сольный концерт в Ледовом дворце Петербурга даст группа «Мумий Тролль». 28 февраля будет представлена программа на основе песен нового альбома «Восемь». Накануне визита в Питер обозреватель «Фонтанки» разыскал Илью Лагутенко на гастролях в США и задал несколько вопросов.
- Илья, как могло получиться, что группа «Мумий Тролль» не выступала в Питере больше четырех лет?
- Неужели таки аж четыре? Вот это да! Время не летит, а мчится... Хотя, по-моему, мы выступали на «Алых парусах» на Дворцовой площади не так давно. Или это не в счет? Ну что ж, постараемся оправдать ожидания.
- Чем вызвано такое невнимание к питерской публике?
- Ну что ж вы так? Мы Петербург обожаем! Тем более, моя жена из вашего города. Видите, какое внимание к публике, можно сказать, повышенное!
- Какие из питерских концертов прошлых лет Вам вспоминаются чаще всего? Или все уже слились в большой-большой конвейер?
- Безусловно, наши первые концерты в Питере в 1997 году. Это были первые концерты «МТ» в том составе, который с тех пор не менялся уже больше 10 лет. После выхода пластинки «Морская» мы собрались вместе, без репетиций, на голом энтузиазме. Клуб «Доменикос», помните, такой был (на Невском, в Доме журналиста – прим. авт.)? Малллюююююсенький. Мы выступали там в 4 утра, и публика стояла на расстоянии двух сантиметров – глаза в глаза. Никто не знал еще «Мумий Тролль», что это за диковина такая…
- Совершая большой тур по Северной Америке, вы играете перед эмигрантской аудиторией или были концерты для американских рок-фанов?
- Эмигрантские промоутеры обычно интересуются Галкиным и Вайкуле. Мы для них – запределье, тем более, они живут оторванными от реальной музыкальной сцены России. В американском андеграунде о нас тоже ничего не было слышно, так что, как говорят в Америке, промоушн идет «by word of mouth», то есть сарафанным радио. В основном, люди начинают делиться мнениями в блогосфере. А вообще, по большому счету, мы поехали в тур, надеясь на удачу, или, как говорится, на авось! И первые итоги порадовали: все билеты проданы не только в Нью-Йорке и Вашингтоне, но и в таких городах мидвеста, как Миннеаполис-Денвер-Кливленд, а это уже совсем не эмигрантская Америка.
- Вас уже не мучит желание всемирной славы?
- Так уж устроен этот мир: нам хочется признания за собственные труды в том или ином виде. У каждого просто свое понимание славы...
- То есть Вам хватает ежегодных локальных гастролей по Штатам? А вот не так давно в США вручили премию «Грэмми»… Почему наши классические музыканты претендуют на «Грэмми» каждый год, а рокерам такое и не снилось?
- «Грэмми» – это такая академия музыкальной индустрии. Напрямую зависит от издательской составляющей. И я до сих пор не слышал, выходила ли какая-нибудь из звукозаписывающих компаний, выпускающих российских рок-исполнителей, на рынок США? В этом году «Мумий Тролль», можно сказать, сорвет сей девственный покров: впервые в истории мы делаем первый российский рок-релиз на русском языке в США и Канаде. Кстати, накануне церемонии «Грэмми» промо нашего диска «Comrade Ambassador» было выбрано в качестве торжественного подарка каждому из членов «Продюсерского Крыла «Грэмми». Так что – кто знает?
- Представьте, пожалуйста, в восьми словах новый альбом «Восемь»!
- Альбом не так многословен. Он разнопланен, искренен и конкретен (ай да Илья, уложился в 8 слов! – прим. авт.).
- Судя по всему, Вы неравнодушны к цифре 8, даже объявили конкурс фотографий, где эта цифра должна присутствовать в любом виде. Чем Вас привлекает восьмерка?
- Да нет, дело не в «Восьми», а в перевернутом на бок символе… Бесконечность, видите ли.
- На концерте в Питере будет организована фан-зона, где смогут присутствовать только 88 зрителей. Доведись Вам самому стать зрителем концерта «МТ», Вы поспешили бы в фан-зону или приобрели бы билет на галерку? Когда бываете на концертах западных звезд, откуда любите их смотреть?
- Слева у сцены. Место по центру уступаю самым рьяным. Но вообще, смотря куда билеты смогу купить. На любимую группу можно и на последний ряд галерки согласиться - только за шанс увидеть и услышать. Концерты – это такая магия, они никогда не бывают одинаковыми! Ну, по крайней мере, у тех артистов, что я люблю.
- В анонсе нового альбома Вы написали: «Реалия сегодняшнего дня заключается в том, что музыку надо делать для себя. А дальше ты найдешь тех людей, которым понравится то, что ты делаешь, и они будут с тобой. Вот на таких сообществах все и строится. Мы все начинаем мыслить собственными интересами». Мысль, конечно, интересная… Но разве раньше Вы не делали музыку, прежде всего, для себя? Что изменилось в Вашем подходе?
- Это как раз ответ Вашим коллегам на просьбу дать совет сегодняшним молодым музыкантам. Просто, скажем, на нашем ТВ дают другие советы. Сидит какая-нибудь тетя или дядя, которым уже в мои 16 пора было на пенсию, и объясняют молодым людям, как и что им надо петь, чтобы зритель купил на них билет. Все эти «фабрики звезд» и прочая – полный бред. Особенно сейчас, в эпоху новых медийных пространств, интернета и т.п. Время корпоративных музыкальных интересов окончательно уходит в небытие. Я каждый альбом делаю по своему собственному наитию, потому дебаты не утихают: что есть настоящий Лагутенко – «Морская» или «Похитители Книг», или «Амба»? У всех моих альбомов разная коммерческая история, но каждый из них по-своему шедевр. Эта константа не меняется.
- Как отразился все более расползающийся кризис на Вашей группе, поклонниках и вообще на рок-музыке?
- С персональными долгами стало трудновато разбираться. А что касается музыки, то зрители на концертах счастливы, хотя, думаю, при нынешнем росте цен многие лишний раз подумают о ценах на зрелища. Для творчества все кризисы важны. Вот в кризис 98 года развалились все звукозаписывающие фирмы, которые тогда наживались на «Мумий Тролле». В итоге все наши кабальные договоры утратили силу, так что, видите, есть всегда свои плюсы!
- Почти год назад Вы голосовали за президента Медведева, находясь в Америке. И вот теперь, год спустя, удовлетворены ли Вы тем, как работает президент и его команда?
- Пусть лучше работают, чтобы у нас, у народа в нашей стране, было всегда достаточно работы. Желательно интересной и творческой, а, по-честному, конечно, хочется больше радостных новостей.
- Довольны ли Вы тем, как развивается Ваш проект «ИКРА» (ikra.tv), или же интернет-ТВ могло бы развиваться активней?
- Могло бы и поактивнее. Но «ИКРА» - это не коммерческий проект, он зиждется, в первую очередь, на таком вот интерактиве собственно участников, где и писатель, и читатель, и музыкант, и слушатель одинаково важны. Хотя там уже появляются на свет свои жемчужины. Заходите – посмотрите!
- Озвучивание в российской версии мультика «Кунг Фу Панды» Мастера Обезьяны – для Вас просто игрушка, забава или же нечто большее?
- Можно сказать, что и забава. Там слов-то раз-два и обчелся. Самое интересное было – сделать песню «Kung Fu Fighting» на русском языке. У меня есть специальность переводчика, так что это мой «спортивный» интерес : перевести песню так, чтобы она работала и на другом языке.
- Вы приняли участие в трибьюте «Наутилуса», однако на концерте в Питере не выступали. Почему выбрали именно песню «Небо и Трава»? Как Вы думаете, если бы Слава Бутусов принял участие в трибьюте на песни «МТ», какую бы Вашу песню он выбрал?
- Слава передал мне диск с несколькими десятками песен «Нау» разных времен. Мне показалось, что «Небо и Трава» - очень современная песня. Но если бы «МТ» был «Нау», и я сочинял бы эту песню на заре 90-х, то в моем понятии она зазвучала бы так, как сделали ее мы. Это такого рода перевоплощение и возможность попробовать себя в другой ипостаси. Если я когда и задумал бы трибьют имени себя, также представил бы полную свободу выбора другим.
- Илья, если можно, несколько слов о других музыкантах «МТ»!
- Сдвиг – бас-гитарист, отчаянный буддист с давних времен, таким и остается по жизни; отец замечательного мальчугана по имени Марк и любящий муж. Олег Пунгин – барабанщик, который не расстается с палочками даже за рулем автомобиля. Кстати, поклонник японского автопрома, очень болезненно переживает ситуацию с пошлинами и машинами на Дальнем Востоке. Юра Цалер – воистину самоцвет – единственный уралец в нашем дальневосточном братстве, гений электрогитары, холост, так что, как говорится, «мамы, не прячьте дочерей»!
Михаил Садчиков,
«Фонтанка. ру»