Для запуска в строй станции метро «Спасская» может понадобиться еще около двух недель — испытания новой модели эскалаторов и согласования продолжаются. «Фонтанка» опросила всех участников этого увлекательного процесса. Похоже, все они ждут одного - «отмашки» из Москвы.
По сообщению пресс-службы метрополитена, на прошлой неделе специалисты Ростехнадзора производили испытания новых эскалаторов совместно с заводом-изготовителем («Универсалмаш»). Были обкатаны все «изменения или дополнения» к конструкции, претензии к которым специалисты Ростехнадзора высказали при первичном осмотре.
Как прокомментировал ситуацию заместитель руководителя межрегионального территориального управления технологического и экологического контроля по Северо-Западному Федеральному округу Сергей Митин, фактически это была экспертиза промышленной безопасности, ее результаты направлены в Москву. Дело в том, что эксплуатация новых эскалаторов не обеспечивает соблюдения всех правил безопасности и эксплуатации, принятых в 1994 году. При первичном осмотре конструкций и документации специалистами надзирающего органа был сделан ряд замечаний, которые представители завода и метрополитена устранили. Проводить же приёмочные испытания Ростехнадзор не имеет права, пока не получит из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «добро» на отступления в конструкции для данной модели эскалаторов.
В прессе и Интернете, между тем, заговорили о потенциальной опасности машин на «Спасской». Эксперты же не видят ничего криминального в несколько революционной схеме новых эскалаторов. Экспертиза конструкторской документации длилась полгода, был высказан ряд замечаний проектировщикам. Заключение экспертизы выдано 17 июня 2008 года, то есть за полгода до даты пуска эскалаторов. По словам Георгия Плотникова, технического директора ЗАО «РАТТЕ», проводившего экспертизу, в отчете специалисты обратили внимание на отсутствие в конструкции главного вала, а, следовательно, и аварийного тормоза на нем. В свою очередь конструктор эскалаторов предусмотрел другие технические решения организации торможения. Но правила есть правила: территориальный орган надзора не может принять эскалаторы до тех пор, пока изменения не будут согласованы на федеральном уровне.
Специалисты советского и российского эскалаторостроения от комментариев предпочитают отказываться. Сторонники новых машин называют их завидующими конкурентами. Между тем, эти «конкуренты» почти 20 лет назад создали машину ЭТ12, которая успешно работает на пересадочных узлах «Невский проспект»-«Гостиный двор» и «Маяковская»-«Площадь Восстания». Что примечательно, машины для пересадки на «Площади Восстания» сконструированы в рекордные сроки, а ведь первоначально была предложена конструкция, аналогичная той, которую смонтировали на «Спасской». Но в конце 80-х кто-то разглядел ее недостатки. Между тем, машины ЭТ12 установлены в стандартных наклонных ходах, где раньше могли разместиться только три эскалатора. То есть утверждение, что аналогов размещения четырёх эскалаторов вместо трёх нет – это некоторое лукавство.
Сегодня все эксперты сходятся в одном – проведенная экспертиза показала, что эскалаторы «Спасской» (даже с отклонениями от нормативов) могут обеспечить безопасность пассажиров. А вот насколько надёжны эти машины и не будут ли часто выходить из строя — вопрос, на который специалисты предпочитают не отвечать. Только пассажирская эксплуатация сможет выявить все недостатки — говорят они. Таким образом, Петербург может получить мину замедленного действия – в любой момент один из самых напряженных узлов может лишиться пересадок. Возможно, стоило бы спокойно обкатать машины в пересадочном режиме, без изменения режима движения 4 и 5 линий? Но процесс в разгаре, откладывать запуск «Спасской» в очередной раз уж совсем неудобно...
Так что территориальное управление Ростехнадзора ожидает письма из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое может быть подписано в ближайшие два-три дня. В Москве «дежурит» представитель «Петербургского метрополитена», который сразу же доставит бумагу в Петербург. После этого Ростехнадзор сможет начать цикл приёмочных испытаний. Сами испытания будут продолжаться около недели, после чего будет сделано заключение о допуске к пассажирской эксплуатации. По словам пресс-секретаря «Петербургского метрополитена» Юлии Шавель, на все формальности после получения разрешения метрополитену может понадобиться ещё один-два дня, и станция будет открыта для пассажиров. Таким образом, увидеть «Спасскую» в феврале пассажиры уже вряд ли смогут. Остается ждать марта.
Между тем, без ответа остается вопрос: почему эскалаторы вообще начали монтировать. Фактически уже при анализе конструкторской документации было понятно, что модель идёт вразрез с действующими правилами, которые являются обязательными при работе с пассажирами. Правила можно называть устаревшими, но от этого их действие не прекращается, да и написаны они при анализах ЧП, произошедших за несколько десятилетий эксплуатации эскалаторов. Сегодня же фактически идёт подгонка существующего стандарта под уже изготовленные и смонтированные машины.
Владимир Фёдоров
Фонтанка.ру