Пока авторы «Охта центра» заканчивают проектные работы и готовятся вынести свое детище на обсуждение горожан, петербургские деятели культуры вновь выступили в защиту небоскреба. В газетах появились высказывания знаменитого балетмейстера Бориса Эйфмана, балерины Ирмы Ниорадзе, директора Петропавловской крепости Александра Колякина, а также артиста Михаила Боярского.
«Я искренне завидую моим современникам, которые считают свое мнение истиной в последней инстанции. Но предостерег бы тех, кто категорически против строительства «Охта центра». Только время и наши потомки смогут оценить правильность выбора. Пример Эйфелевой башни, у которой в свое время тоже было множество противников, а потом она стала общепризнанным символом Парижа, в этом смысле весьма показателен», - заявил «Петербургскому дневнику» Борис Эйфман.
«Трудно сказать что-то такое, что могло бы пронять оппонентов, которые ничего не хотят ни слушать, ни слышать. Но все же скажу, что не очень разумно кликушествовать по поводу недопустимости строительства таких объектов, как «Охта центр». Помимо общеизвестных контрдоводов о том, что строительство сулит приток дополнительных средств в городской бюджет и создаст новые рабочие места для горожан, хочу повторить вовсе уж прописную истину: жизнь не стоит на месте. При полной поддержке идеи сохранения исторической части города не могу не заметить, что район Малой Охты в его теперешнем виде представляет собой забытую, запущенную и довольно скучную часть Петербурга. Он похож на окраину любого другого города. И современная высотная доминанта хорошо будет смотреться хотя бы по контрасту с этой серой обыденностью. Мне непонятно, на чем основано утверждение, будто эта «башня» меняет облик города. Она будет удалена от исторического центра, который мы, слава Богу, сохранили. И если появился оригинальный проект, создатели которого убедительно обосновывают не только его эстетическую, системообразующую, но и техническую состоятельность, надо экспериментировать. За такими проектами — будущее. У нас в музее хранится самая богатая коллекция архитектурных проектов прошлого. И нам хорошо известно, как редко проекты, не традиционные для той или иной местности, принимались с самого начала. Тогда вокруг них возникали жаркие творческие споры, а теперь мы относимся к их воплощению с безусловным пиететом. Как житель нашего города, с уважением относящийся к его историческим святыням, я все же считаю, что «Охта центр» должен быть возведен. Не следует забывать, что Петр I повелел начать строительство Петропавловского собора именно с высотной колокольни. Мне кажется, что появление в городе уникальной башни «Охта центра» упрочит его столичный статус», - сказал той же газете глава музея истории Петербурга Александр Колякин.
«Я обожаю Петербург с его неповторимой архитектурой и особой духовной аурой. Горжусь тем, что в последнее время он возвращает себе статус не только культурной, но и политической, деловой столицы. Конечно, нельзя без гордости и восхищения относиться к творениям наших предшественников, создавших единый архитектурный ансамбль этого города, который звучит, как музыка лучшего из балетов. А для человека искусства особенно важно, в какой среде он живет: она подпитывает его творческие силы, дарит вдохновение, поднимает тонус. Без сомнения, следует уважать труд архитекторов прошлых веков, чьими творениями мы все любуемся сегодня. Но жизнь устроена так, что нельзя всегда жить прошлым - надо двигаться вперед. Новым поколениям творцов тоже хочется оставить достойный след в истории родного города. Современная архитектура, если она не вступает в неразрешимое противоречие со здравым смыслом и окружающей средой, дарит новый эстетический акцент до той поры ничем не примечательному городскому району, имеет право на существование. Я не считаю серьезной аргументацию противников строительства «Охта центра». Это тоже достойное и вполне эстетичное сооружение, которое планируют возвести в стороне от исторического центра. Оно не заслонит и не затмит собой ни Эрмитаж, ни Петропавловскую крепость, не грозит разрушением ни одному охраняемому государством зданию. Наоборот, оно даст новый жизненный импульс и новые рабочие места депрессивному району Малой Охты. Город развивается, людям нужны новые культурные и деловые комплексы, удобные современные офисы. Разве не пострадает культурное наследие, если для этих нужд будут приспосабливать исторические здания в центральной части города?» - считает Ирма Ниорадзе.
Михаил Боярский же в интервью «Нашей версии на Неве», решил обратиться к истории: «Всё равно будет так, как этого хотят наши дети, внуки, правнуки. А они стремятся ввысь! Они за стремительный, развивающийся, а не музейный Петербург. Мне нравится, что у «Охта центра» есть и романтическая, исторически закономерная составляющая. На этом месте ведь стояла крепость, и когда её сжигали, факел был на пол-Европы! Я видел много городов, где соседствуют старинные и ультрасовременные здания, и потому полностью за то, чтобы мой родной город совмещал в себе и зрелую мудрость, и лучшее из нового. Думаю, что основатель Петербурга Пётр Великий не возражал бы! Такого здесь никогда не было, а если делать, то делать по максимуму. Мне не близки разговоры «что выше, что ниже», мне кажется, надо ставить вопрос так: «что красиво, что не красиво»! Я представил, как туда забраться и посмотреть на городские кварталы - это ж какая красота! И ещё очень серьёзные вливания, на которые можно реставрировать старинные здания, мыть и чистить наш любимый город!»
Павел Егоров, Фонтанка.ру