Разнообразие выбора и разброс цен на бытовую, фото- и видеоаппаратуру позволяют гораздо спокойнее относиться к поломке техники. Срабатывает простая житейская логика: проще купить новую вещь, чем ремонтировать старую. Практика показывает, что народная мудрость не рождается на пустом месте, а всегда основывается на опыте. Вот только современные Левши тоже хитростью не обделены. Так, в Петербурге, похоже, уже вошла в обиход практика, когда техника берется на диагностику, а потом владельцу выставляется счет за проделанный без его ведома ремонт.
В ремонтном центре “Победа-Сервис” Елена оказалась после того, как ее цифровой фотоаппарат Pentax побывал на море, куда ездила сестра. Из отпуска “цифровик” вернулся, отказываясь работать – не включается и все тут. Чтобы узнать, сколько стоит реанимировать цифрового друга и не проще ли за эту цену купить новый фотоаппарат, девушка обратилась в сервис по адресу улица Победы, 16. Молодой человек, взяв в руки “цифровик”, невнятно пробурчал что-то вроде “объектив не выдвигается”. На вопрос потенциальной клиентки “А это лечится?” мастер предложил сдать Pentax на бесплатную диагностику и оставить номер телефона - через три дня ей, мол, позвонят и назовут причину поломки и стоимость ремонта.
Звонок, раздавшийся на третий день, принес разочарование – у фотоаппарата сломан zoom, и его замена стоит 2 тысячи рублей. Подумав, что добавив еще столько же, можно купить вполне приличную новую технику (благо читательница “Фонтанки” - не профессиональный фотограф), Елена отказалась от ремонта и спросила, когда она сможет забрать Pentax. В ответ на другом конце провода произошла заминка, и мужской голос сообщил, что вообще-то фотоаппарат уже починили — иначе, якобы, причину поломки установить было невозможно. Так что вариантов оставалось два: либо заплатить, либо оставить “мыльницу” у мастеров.
Елена не пошла по пути наименьшего сопротивления и потребовала объяснений, почему ее не поставили в известность о ремонте и на каком основании она должна его оплачивать. Тогда появился третий вариант решения проблемы – сломать фотоаппарат обратно и в таком виде вернуть. Хотя сломанная вещь девушке вряд ли бы понадобилась, она пошла на принцип и заявила – ломайте! Тогда “сломался” сам мастер – предложил выкупить Pentax за половину изначально названной суммы.
Подобные случаи, как выяснилось, довольно распространены в Петербурге. Практически аналогичный инцидент произошел с начинающим фотографом Артемом. Место действия - “Яркий мир” на Жуковского. Молодому человеку предъявили счет на 5 тысяч рублей за “диагностику” его полупрофессиональной фотокамеры. Артем посчитал, что платить такую сумму за морально устаревшую модель нет смысла, и оставил “Canon” в “Ярком мире”. Фактически получается, что предприимчивый мастер получил в подарок камеру, отремонтировав которую, он легко может продать за те же 5 тысяч.
Петербурженке Марии пришлось выкупить свой “случайно” отремонтированный мобильный телефон в ремонтном центре, расположенном в районе станции метро «Приморская». Приобретение собственного “мобильника”, красная цена которому на рынке б/у – рублей 500, обошлось девушке в тысячу.
Автолюбитель Игорь смог сохранить свои деньги только благодаря собственной бдительности. Когда у его новенькой “Шевроле” порвался ремень, он обратился за гарантийным ремонтом в сервисный центр, расположенный на улице Маршала Казакова. Специалисты осмотрели автомобиль и заявили, что дело не только в ремне – проблема с двигателем, и ремонт (несмотря на гарантию) обойдется в 30 тысяч рублей. Игорь с условиями согласился, но когда приехал забирать“Шевроле”, был поставлен перед фактом — заплатить нужно уже 50 тысяч. Когда мужчина заглянул под капот, он увидел, что, судя по слою пыли и грязи, к двигателю даже не прикасались. Предложение отдать машину на независимую экспертизу сразу снизило стоимость “ремонта” до нуля.
“Фонтанка” обратилась за комментариями к специалистам. Как заявили в Петербургском обществе потребителей, мастер (перед тем как начинать делать ремонт) обязан поставить в известность владельца. Если этого не произошло, клиент имеет полное право не платить никаких денег, все издержки в таком случае ложатся на плечи сотрудников сервис-центра. Если урегулировать ситуацию на словах не получается, можно написать в адрес ремонтников претензию, на которую они должны ответить в течение 10 дней. Если же этого не происходит, можно смело идти в суд. Как показывается практика, чаша весов Фемиды в таких случаях оказывается на стороне потребителя.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»