Бизнесмен из Алжира в начале прошлого года столкнулся с рейдерством по-русски, чуть не лишившись своего петербургского магазина мототехники. Стоимость фирмы он оценивает в 4 миллиона долларов. А весь бизнес, в который входит и этот магазин, - в 60 миллионов.
Уголовное дело о несостоявшейся смене руководства компании возбуждено по статье «мошенничество в особо крупном размере». Бизнесмен утверждает, что ниточки захвата ведут к людям, которых принято называть «тамбовскими». А вовремя переломить ход событий удалось только благодаря хорошим знакомствам.
«Я - ваш новый директор!»
На набережной Робеспьера расположен магазин, в котором уже 7 лет продается мототехника — снегоходы, четырехколесники, мотоциклы, катера. Владеет им ООО «Мотоцентр», учрежденное алжирцем Кадером Урради, который активно работает на российском рынке с 1998 года.
Таких магазинов еще семь в России. Всеми ими владеет ЗАО «Брандт», управляемое также Урради. «Брандт» присутствует на российском рынке уже 12 лет, конкурируя с тремя себе подобными фирмами.
В начале двадцатых чисел февраля 2008 года, как рассказывает Урради, главный бухгалтер обрадовала его новостью: ей позвонили из подразделения Межрайонной налоговой инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу (15 МИФНС) и попросили доплатить несколько сотен рублей за процедуру ликвидации ООО «Мотоцентр». Кадер, мягко говоря, удивился. Поскольку ни о какой ликвидации и не помышлял — бизнес прекрасно развивался. Когда удалось заглянуть в данные, которыми располагала о «Мотоцентре» налоговая инспекция, выяснилось, что Урради там не было и в помине. У фирмы появился новый генеральный директор - некто Александр Нефедов.
Блицкриг по-алжирски
Кадер признается, что в тот момент запаниковал. Неизвестные ему люди уводили прибыльный бизнес. Оба магазина «Мотоцентра» - на площади Конституции и на набережной Робеспьера - Кадер закрыл. В петербургской фирме и во всех магазинах «Брандта» по России он в три раза усилил охрану. Тогда сложно было сориентироваться, идет ли речь о захвате только одной компании или всего ЗАО «Брандт».
Попытки встретиться с кем-то из руководства 15 МИФНС закончились, по его словам, назначением рандеву только на 15 марта 2008 года.
Как рассказывает Кадер, ему пришлось поднять связи. По нашим данным, бизнесмен закончил в России один из ведущих вузов, готовящих специалистов для силовых ведомств. Он скромно говорит:
- Я бывший военный... В Питере - человек не самый последний и могу что-то быстро узнать.
Через пару дней Урради беседовал с заместителем руководителя налоговой. А 3 марта получил документы, в которых «Мотоцентр» снова перешел к нему.
Из ликвидатора в гендиректоры
Делом занялось следственное управление при УВД по Петроградскому району. Со слов Кадера, Александра Нефедова он знать не знает. Но смог выяснить, что он — якобы бывший сотрудник силовых структур и живет в Москве. В последние время, со слов Урради, Александр официально занимался строительством.
Следствие сочло, что злоумышленники попросту воспользовались Нефедовым: попросили побыть генеральным директором фирмы, но толком не объяснили, зачем. Зато, как рассказывает Кадер, после общения с Александром у правоохранительных органов появились данные о вероятных заказчике и организаторе преступления.
По версии следствия, по почте в налоговую было отправлено поддельное письмо, в котором Урради назначал Нефедова ликвидатором ООО «Мотоцентр». 15 МИФНС зарегистрировала эти изменения. Затем Нефедов заявил в налоговую, что больше не хочет ликвидировать компанию, и назначил себя гендиректором. Он чуть было не получил соответствующие документы. По словам Кадера, встреча с руководством налоговой произошла как раз накануне этого события.
За действиями Нефедова, как полагают в следствии, стоял некто Владимир Толмачев. Он числится генеральным директором зарегистрированной во Всеволожском районе автономной неккомерческой организации «Межрегиональная юридическо-правовая служба». Следов деятельности этой организации нам обнаружить не удалось, в справочной телефонов Ленинградской области она не зарегистрирована.
Зато сам Кадер, по его словам, с Владимиром хорошо знаком. Еще в 90-х тот был его клиентом. Дальнейшее общение основывалось на увлечении Толмачева мототехникой. Как говорит Урради, Владимир был своего рода лидером тусовки любителей покататься на катерах-снегоходах.
Кадер связывает Владимира Толмачева с «тамбовскими», вероятно, по распространенной среди иностранцев привычке. Бизнесмен утверждает, что на него выходили представители этой группировки и предлагали решить вопрос по-хорошему. Он, мол, отказался.
Как только Нефедов дал показания, Толмачев на несколько месяцев исчез. Его задержали 20 сентября 2008 года во Всеволожске, когда он приехал отметить свой день рождения. В уголовном деле о захвате «Мотоцентра», возбужденном со стать 159, ч. 4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), Толмачев фигурирует в качестве обвиняемого.
«Может, вы — нелегал?»
Одновременно с попыткой рейдерского захвата у бизнесмена возникли финансовые проблемы с другой фирмой «Брандта» - ООО «Хонда Центр». Как рассказывает Урради, «Хонда Центр» - совместный бизнес ЗАО «Брандт» и некоего Леонида Босака. Это был магазин, как и «Мотоцентр», торговавший мототехникой, но не американской, а японской. Располагался он в соседнем с «Мотоцентром» помещении на набережной Робеспьера.
В связи с попыткой отнять у него бизнес, Кадер рассказывает о своем бывшем компаньоне - Леониде Босаке. О нем же он упоминает, говоря о проблемах с «Хонда Центром».
В то время в Управление федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу обратился доброжелатель и попросил депортировать из России гражданина Алжира Кадера Урради. В стране он якобы находится по гостевой визе и разрешения на работу не имел. Тогда же в офис ЗАО «Брандт» четырежды приходили сотрудники миграционной службы. Интересовались, в связи с чем Урради находится в России. Но наличие у бизнесмена деловой российской визы, выданной на основании приглашения Торгово-промышленной палаты, заставило инспекторов уйти ни с чем.
Узнать мнение Леонида Босака, к сожалению, не удалось. Связаться с ним напрямую оказалось проблематично. Нам почему-то посоветовали выйти на него через группу компаний «Securicop okhrana», где просьбе не удивились. Но Леонид Антонович так и не позвонил.
По поводу российских, а точнее - петербургских рейдеров алжирец говорит:
- Удивительно, какие связи у них в городе... Простой человек против них — ничто... Сейчас я привык к этому беспорядку.
Светлана Стрельцова,
«Фонтанка.ру»