Завод по производству автомобилей японского концерна Nissan откроется в Петербурге в конце мая 2009 года. В компании говорят, что смогли не снижать темпы строительства из-за кризиса потому, что спрос на машины в России не упал так, как в других странах. Остальные предприятия формирующегося петербургского автокластера обещают «подтянуться» за Nissan. Как выживают во время кризиса автопроизводители, выясняла «Фонтанка».
«На заводе Nissan в промзоне Каменка практически все готово к старту производства, сейчас идет наладка оборудования», - сообщил на брифинге в Смольном председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов. Точную дату открытия производства чиновник не назвал, сказав, что она будет объявлена ближе к событию. Однако, не исключено, что запуск конвейера уже по традиции приурочат к Петербургскому экономическому форуму.
Раньше в СМИ появлялась информация о том, что завод Nissan откроется лишь во второй половине 2009 года. На самом предприятии эту информацию опровергли, заявив, что открытие в конце мая было запланировано изначально.
«Мы не отступаем от ранее намеченных сроков и параметров», - заявил «Фонтанке» директор по производству «Ниссан мануфекчюринг рус» Дмитрий Михайлов. По его словам, производитель в Петербурге начнет выпуск с седана бизнес-класса Teana, а затем, через несколько месяцев, будет налажена также линейка выпуска внедорожника X-Trail.
«Первоначально завод будет работать в одну смену, но постепенно мы рассчитываем перейти на работу в три смены, - отметил Дмитрий Михайлов. - Сейчас численность занятых на заводе соответствует необходимой для начала деятельности — 750 человек». Впоследствии компания планирует расширять штат работников.
Мощность производства на первых порах составит 50 тысяч автомобилей в год. В компании не считают, что у них возникнет проблема с реализацией этого количества машин. «Несмотря на кризис, показатели компании стабильны. Провала продаж Nissan в России не было, поэтому опасений, связанных со снижением спроса, у нас нет», - заверил Дмитрий Михайлов.
Возможно, петербургскому предприятию японский концерн на время кризиса отводит роль локомотива, который поможет «вытянуть» компанию из финансовой ямы. Ведь дела у глобального холдинга вовсе не благополучны. Так, Nissan уже был вынужден уволить 20 тысяч сотрудников по всему миру. Кроме того, компания отчиталась об убытках в размере 0,81 миллиарда долларов при объеме прибыли 1,26 миллиарда долларов.
За Nissan, как ожидают в Смольном, «подтянутся» и другие представители петербургского автокластера. Так, несмотря на слухи об «уходе» из проекта, строительство завода автокомплектующих планирует начать канадская компания Magna. Первый камень в завод автокомпонентов рассчитывают заложить опять же в рамках ПЭФ.
Хорошо, как уверяют в Смольном, идут дела и у компании Huyndai, который собирается строить завод рядом с Nissan — в Каменке. Правда, из-за кризиса уменьшилось количество «спутников» корейского концерна. Ранее предполагалось, что завод будут окружать 11 предприятий по выпуску компонентов для Huyndai, но подтвердили свое решение строиться в Петербурге только семь.
Отказался от инвестиций в Петербург и консорциум чешской компании Cadence и японской Sumitomo. Предприятия планировали построить завод по производству пластиковых автокомпонентов «Пластимат Ру» для автопредприятия компании Suzuki. Как признались в консорциуме, изменить планы их вынудила сложная ситуация со строительством завода Suzuki в Шушарах. Еще летом у Suzuki возникли трудности с площадкой, выделенной городом под завод. Строительство на этом месте потребовало бы гораздо больше времени и денег, чем рассчитывала компания, поэтому Suzuki попросила городские власти подыскать новую площадку. Сейчас, по словам председателя КИСПа Максима Соколова, с инвестором ведутся переговоры по новому участку. Предполагается, что завод все-таки не выйдет за пределы промзоны Шушары, однако изменится его локализация или конфигурация прежней площадки.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»