Церковная среда неоднозначно восприняла восшествие Кирилла на патриарший престол. Но о том, что происходит в закулисье Российской Православной церкви, мирянам не ведомо. Однако и без этого интерес к новому патриарху бьет все рекорды. Но оправдает ли «народные чаяния» патриарх Кирилл? Способен ли он обеспечить независимость Церкви от государства? Будет ли расти роль РПЦ? Эти вопросы «Тайный советник» адресовал известным священникам, которые подобно Кириллу часто выступают в СМИ.
Михаил Ардов: «Первым пострадает митрополит Климент»
Клирик Российской православной автономной церкви (в 1990 году отпочковалась от РПЦ, присоединилась к Русской зарубежной церкви, но затем откололась и от нее), протоиерей, настоятель московского храма Св. Царственных мучеников и новомучеников и исповедников российских на Головинском кладбище Михаил Ардов славится своей непримиримой позицией к РПЦ.
- Я называю Кирилла олигархиереем, он очень богат, умен, но, тем не менее, с властями всегда ладит, - говорит отец Михаил. - И недаром бывший митрополит Денисенко довольно остроумно сказал: «РПЦ МП - это Русская православная церковь Медведева - Путина. Кстати, на Поместном соборе у Кирилла было не так много архиерейских голосов. Он представляет либеральное крыло, а в патриархии немало консерваторов, которые к нему относятся критически. Поэтому я думаю, что прежде всего будут перестановки архиереев, в особенности тех, кто был против избрания Кирилла патриархом. Думаю, что скоро лишится калужской кафедры и своего места в Синоде митрополит Климент - главный конкурент Кирилла.
Разобравшись с Климентом, я предполагаю, патриарх Кирилл начнет давить на так называемое альтернативное православие, поскольку будет выстраивать вертикаль власти, - продолжает Михаил Ардов. - Пользуясь хорошими отношениями с властями, РПЦ будет отбирать у нас храмы, снимая их с регистрации через Минюст. Она уже это делает! Вот сегодня в Арбитражном суде города Владимира у нашей церкви изъяли пять церквей.
Ардов не верит в то, что новый патриарх обеспечит независимость церкви от государства.
Сталин недаром восстановил в 1943 году практически полностью уничтоженную Православную церковь. Он сделал из нее подконтрольную руководству СССР структуру.
- Когда умер патриарх Алексий, Медведев немедленно прервал государственный визит. Он не на похороны ехал, он ехал в Москву, чтобы принять участие в назначении патриаршего местоблюстителя. В постхристианском мире никаким образом никого уже воцерковить нельзя, - считает отец Михаил. - Сотни, даже тысячи людей к церкви придут, потому что она будет до конца мира. Патриарх и его сторонники, чтобы поднять цену РПЦ, говорят, что в России 70 процентов верующих. Все это чушь! У нас три - максимум пять процентов практикующих православие. В 12-миллионной Москве в Пасхальную ночь в храмы приходят чуть более 200 тысяч человек. Но такая ситуация не только в нашей стране. К примеру, в Англии, где со времен Кромвеля не было таких безобразий, как у нас после революции, примерно такое же число практикующих христиан - и англикан, и католиков. Если РПЦ введет закон Божий в школах, будет еще хуже. Во-первых, этот предмет некому преподавать. А во-вторых, ученики будут отвергать то, что им навязывают. Такова природа молодых людей. И потом, не надо забывать, в Российской империи закон Божий преподавался во всех учебных заведениях. Ну и чем это закончилось? Холуйские речи на Рождество и Пасху, прилюдное братание вызывают у многих церковных и не церковных людей естественное отторжение. Очень хорошо сказал генерал Лебедь про чиновников, которые ходят в церковь по праздникам: «Обратите внимание, они же держат свечи, как стаканы». Роль РПЦ в жизни людей будет снижаться.
Александр Борисов: «Не спугните патриарха»
Отец Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана, ученик Александра Меня, ученый-биолог, публицист и общественный деятель. Борисов знаком с патриархом лично, говорит, что эти встречи были «вполне приятны».
- Я думаю, что с приходом нового патриарха улучшится качество образования в семинариях, оно будет более современным, - полагает отец Александр. - Но прогнозировать дальнейшие действия патрираха, мне кажется, нежелательно. Можно спугнуть… Я бы предпочел подождать и посмотреть, что будет.
Отец Александр осторожен в оценках и того, как церковь будет строить свои отношения с государством.
- Богу богово, а кесарю кесарево. Должно быть не противостояние, а сотрудничество церкви и государства. Я думаю, что правильнее говорить не о независимости церкви, а об ее автономности. Когда государство и церковь направлены на улучшение качества жизни народа, не только материальной, но и духовной, культурной. В этом отношении оптимистические ожидания имеют право быть. Патриарх и раньше выступал с проповедями по телевизору, и впредь намерен это делать.
Андрей Кураев: «Кирилл свободен от комплексов»
Диакон, публицист Андрей Кураев расценивает наступивший ажиотаж вокруг нового патриарха как нездоровый и неестественный, напоминающий пропаганду в советско-атеистическом стиле.
- Реформы, которые станет проводить новый патриарх, вряд ли будут заметными и сенсационными, - считает диакон Андрей Кураев. - Догматы, заповеди, обряды православия останутся неизменными. А вот административная структура патриархии, скорее всего, изменится. Патриарх Кирилл талантливый и умный человек. Более того, он знает эту правду о себе, а не играет в смирение, отрицая перед самим собой свои таланты. Плюс к этому он призван на пожизненно высокий пост. И поэтому он свободен от некоторых распространенных начальственных комплексов. Он избавлен от подозрительности в адрес инициативных замов, якобы жаждущих «подсидеть шефа». Он избавлен от подсознательного желания окружить себя серыми помощниками, безликий фон которых позволит ему казаться ярче. Патриарх Кирилл сам по себе ярок в любом окружении. И это позволяет предположить, что в скором будущем рядом с патриархом появятся люди, свободные от номенклатурного косноязычия.
Ирина Молчанова
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 9 февраля 2009 года.