В прокат вышла «Загадочная история Бенджамина Баттона» режиссера Дэвида Финчера – фильм, номинированный на премию «Оскар» в 13-ти (!) категориях. О том, получит ли картина, где главные роли играют топовые голливудские красавцы Брэд Питт и Кейт Бланшетт, хотя бы половину из наград Американской киноакадемии, задумалась кинообозреватель «Фонтанки».
Прежде чем Брэд Питт и Кейт Бланшетт такими, как мы видим их на афише, встретятся в фильме лицом к лицу, зрителю придется "заглянуть" в пролог истории. Слепой часовщик из Нового Орлеана теряет во время Первой мировой единственного сына и воплощает свою отцовскую тоску в громадных часах, отсчитывавших время наоборот. Установка этого идеального антивоенного памятника на городском вокзале провоцирует появление на свет мальчика Бенджамина Баттона, который родился старичком и должен молодеть с каждым прожитым годом. Мама Баттон умирает родами, папа Баттон убит горем, сына считает чудовищем и бросает на произвол судьбы. Зато чернокожая служанка из местного дома престарелых почитает его старческую физиономию чудом господним, забирает к себе и растит вместе с постояльцами, пребывающими в разной степени маразма.
Этот дом станет для Бенджамина родным, здесь он проведет большую часть фильма и переживет все важные моменты своей жизни. В первую очередь привыкнет к мысли о смерти и познакомится с пятилетней Дейзи, главной женщиной его жизни, которая будет навещать находящуюся здесь свою бабушку. Между рыжеволосым ангелочком и морщинистым очкастым карликом моментально устанавливается взаимопонимание – вместе они будут слушать сказки и секретничать в потемках. С прошествием времени эти Кай и Герда сблизятся еще теснее, несмотря на то, что она уедет в Нью-Йорк учиться на балерину, а он, превратившись в крепкого пятидесятилетнего мужчину, станет моряком и отправится в Мурманск. Окрепнет их связь в письмах, в которых он будет писать ей обо всем, даже о том, что его интеллигентные морщины и полное незнание жизни привлекают к нему внимание жены английского дипломата (блестящая роль Тилды Суинтон). «Герда» будет являться к нему по ночам, рассказывать о несбывшемся и учить есть икру…
Встретятся герои уже после Второй мировой, когда Дейзи превратится в чувственную молодую красавицу, а Бенджамин – в Брэда Питта, каким мы видим его на обложках глянцевых журналов. Однако, прежде чем молодые счастливо соединятся, Дейзи предстоит немного повзрослеть, а Бенджамину – помолодеть. Зато когда его красота и ее мудрость счастливо совпадут, зрителя ждет несколько по-настоящему прекрасных кадров, присутствие в которых Кейт Бланшетт заставит усомниться в том, что пара Брэд Питт/Анджелина Джоли – самая прекрасная в мире.
В этот момент начинается собственно история, суть которой заключается в том, что как бы ты ни жил – прямо или «задом наперед», время тебя не пощадит. Любая, пусть очень странная, жизнь заканчивается смертью. И никакая Герда, даже такая прекрасная, как Кейт Бланшет, не способна спасти от этого своего Кая.
Оскаровским академикам всегда были по сердцу такие вот любовные истории в обрамлении исторических событий. Доказательство тому – «Унесенные ветром», «Клеопатра» и «Английский пациент». Правда, в «ЗИББ» исторические события, даже такие значительные, как две мировые войны, являются только фоном для жизненных перипетий главных героев. К чести Финчера, надо отметить, что судьба маленьких человечков интересует его куда больше, чем ход истории. В этом смысле «Баттон» очень напоминает еще одного оскаровского лауреата – фильм «Форрест Гамп», благополучно срубившего шесть «Оскаров». Не случайно, у Гампа и «ЗИББ» общий сценарист – Эрик Рот. Однако, в отличие от «Гампа», главная идея – грустная мудрость о конечности человеческой жизни скрывается в «ЗИББ» под грузом банальностей, которых набирается немало за два с половиной часа экранного времени и которые изрядно мешают зрителю понять, зачем же режиссеру понадобилось экранизировать рассказ Фицджеральда «Забавный случай с Бенджамином Баттоном».
Финчеру как будто недостаточно придуманной классиком американской литературы истории о том, как трудно быть непохожим на других. Режиссер в течение всего фильма старательно объясняет зрителю, что жить надо так, чтобы не было потом мучительно больно... Делает это он с помощью сентенций, которые вкладывает в уста персонажей, пытающихся научить Баттона жизни. Ибо, в отличие от рассказа, в фильме Баттон, что старик, что юноша, выглядят до невозможности наивно, провоцируя тем самым окружающих на нравоучения. Так, приемная мать Бенджамина время от времени изрекает что-то вроде «надо быть благодарным за каждый день», «господь дал – господь взял». Хорошо звучит и «время, растраченное зря, никогда не вернешь», выданное любовницей-англичанкой. Апофеозом назидательности станет: «Ты рожден для того, для чего ты рожден». Это скажет один из баттоновских друзей – пропойца-моряк, мечтавший в молодости стать художником. Российские зрители найдут здесь свой собственный повод для радости – мурманская гостиница, где проживает персонаж, носит название «Зимний дворец». От окончательного погружения в скуку спасает разглядывание выдающихся по своему качеству компьютерных спецэффектов (голова состаренного Брэда Питта в сочетании с маленьким телом) и мучительными поисками ответа на вопрос, сама ли Кейт Бланшетт изображает юную героиню или это виртуозная работа голливудских компьютерщиков. Остается только гадать, смогут ли киноакадемики не уснуть в промежутках между очередным поворотом жизни Бенджамина, сопровождающимся омоложением Брэда Питта.
Елена Некрасова, «Фонтанка.ру»