Петербургские власти готовы взять на себя решение финансовой ситуации с крупнейшим авиаперевозчиком ГТК «Россия». За это правительство города рассчитывает получить в собственность акции компании, которые ранее предполагалось передать госкорпорации «Ростехнологии». В ГТК «Россия» от своих долгов не отказываются и обещают погасить недостачу в «высокий сезон».
Накануне сложное положение в одном из флагманов отечественной авиации рассматривали на специальном совещании с участием министра транспорта Игоря Левитина. Но решить, как будут реструктурированы долги авиакомпании перед поставщиками, так и не смогли. Зато постановили усилить состав управленцев компании выходцем из «Ростехнологии» Олегом Ковтуном. Он, по данным информагентств, назначен на пост заместителя директора авиакомпании.
Высказываются предположения, что именно Ковтуну поручен контроль за финансовыми потоками ГТК «Россия». Означает ли это, что нынешний гендиректор авиакомпании Сергей Михальченко фактически отстранен от принятия ключевых решений, пока можно только предполагать. Сам Михальченко этот факт не комментирует.
Официально ГТК «Россия» от своих долгов не открещивается. Сообщается, что невыплаты поставщикам авиакомпании превысили 2,4 миллиарда рублей. Сейчас в ГТК уверяют, что задолженность не растет. Также в компании уверены, что смогут выплатить эти средства за счет доходов от продажи билетов в «высокий» туристический сезон.
Правда, поставщики еще не определились, готовы ли ждать сезона. Так, достаточно жестко по отношению к должнику относится аэропорт «Пулково». Как сообщил гендиректор Андрей Муров, компании пока не согласовали график погашения задолженности. Он отметил, что если в ближайшее время деньги на счета «Пулково» поступать не начнут, компания вынуждена будет обратиться в Арбитражный суд.
Топливозаправщики, в числе которых крупнейший кредитор «России» ЗАО «Совэкс», пока подобных заявлений не делают. Видимо, памятуя о прежних конфликтах. Так, еще 15 декабря прошлого года «Совэкс» направил в ГТК «Россия» письмо о прекращении заправок самолетов авиакомпании керосином. Но на обращение отреагировала транспортная прокуратура. Надзорный орган обязал топливщиков продолжать поставки, а параллельно вести переговоры о реструктуризации задолженности с авиакомпанией.
В ноябре 2008 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обращалась к министру транспорта с просьбой поддержать авиакомпанию. Тогда градоначальница охарактеризовала ситуацию, в которой оказалась ГТК "Россия", критической. Матвиенко направила министру транспорта телеграмму, в которой просила принять меры по спасению авиакомпании.
Кстати, как прокомментировал «Фонтанке» вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, который присутствовал на совещании в Москве с Левитиным, решить проблемы авиакомпании, зарегистрированной в Петербурге, городские власти в силах. «ГТК "Россия" – базовая авиакомпания аэропорта "Пулково". Вопрос ее состояния и развития чрезвычайно важен для города. Мы пристально следим за положением дел в авиакомпании и оказываем ей всевозможную помощь, - сообщал Молчанов. - Мы говорили и подтверждаем, что, в случае акционирования компании с последующей передачей акций в собственность Петербурга, готовы предоставить ГТК «Россия» финансовую поддержку и урегулировать все вопросы по ее задолженностям».
«Ростехнологии», которым Левитин накануне поручил контролировать финансовую ситуацию в авиакомпании, пока на это заявление не отреагировали.
Напомним, что трудности у ГТК «России» начались осенью прошлого года. Причинами стали повышение цен на топливо и сложности с кредитованием. «Россия» несколько раз обращалась в различные банки с просьбой выделить кредитные средства, но получала отказ. Сейчас одним из вариантов решения вопроса, который рассматривает «Ростехнологии», как раз является оценка активов авиакомпании для последующего привлечения заемных средств. Среди вероятных кредиторов называются ВЭБ, ВТБ и Сбербанк. ГТК «Россия» также вошла в перечень компаний, претендующих на господдержку из федерального бюджета.
Справка:
Государственная транспортная компания «Россия» - крупнейшая авиакомпания и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе РФ. Базовые аэропорты ГТК «Россия» - Пулково и Внуково. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.
Парк ГТК «Россия» состоит из самолетов Airbus A319, Airbus A320, Boeing 737-500, Boeing 767-300, Ту-214, Ту-154М, Ту-134, Ил-86, Ил-96-300, Як-40, а также вертолетов Ми-8 и EC145. В 2008 году пассажирами компании стали 3,48 миллиона человек. ГТК «Россия» выполняет рейсы специального назначения для высших должностных лиц, а также регулярные коммерческие, чартерные, грузовые и почтовые рейсы. В частности, в составе флота имеются воздушные судна, перевозящие президента, председателя правительства и министра иностранных дел.
До июля 2008 года имущество компании находилось в федеральной собственности и компания подчинялась Управлению делами президента РФ. 10 июля 2008 года было принято решение преобразовать ФГУП в ОАО и передать ценные бумаги «России» госкорпорации «Ростехнологии». До окончательной реорганизации из имущества компании должен быть выделен имущественный комплекс, предназначенный для обеспечения авиационных перевозок высших должностных лиц государства.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»