Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес На защиту Ораниенбаума встали ученые

На защиту Ораниенбаума встали ученые

628

Интенсивное строительство на побережье Финского залива привело к тому, что животный и растительный мир акватории оказался под угрозой уничтожения — уверяют экологи. Поэтому планы строительства порта «Бронка» в Ломоносове вызвали у ученых настоящий шок, особенно после знакомства с экологической экспертизой проекта.

Порт «Бронка» планируется строить в зоне охраняемого природного ландшафта — плавней Ольгина канала, по соседству с историко-культурным памятником Поварская роща (парк имения Ольгино), входящим в зону всемирного наследия ЮНЕСКО. Но беспокоят ученых и общественность уже даже не столько проблемы сохранения культурного наследия, сколько угроза собственной безопасности — создание нового крупного погрузочного терминала повлечет за собой непоправимый ущерб экологии Финского залива.

Общественность Ораниенбаума уже несколько лет пытается протестовать против строительства порта «Бронка», но пока безуспешно. Представители власти заверяют, что все тревоги напрасны, «птички и рыбки не пострадают», а по городу после появления терминала среди кисельных берегов будут течь молочные реки.

Во время общественных слушаний по ВРЗ территории будущего порта глава муниципального совета Ломоносова Александр Мишуткин настоятельно рекомендовал присутствующим «не паниковать» и ознакомиться с экологической экспертизой проекта, уверяя, что после этого все опасения развеются как дым. Представители компании «Эра-экспресс-сервис», проводившие оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) порта «Бронка», заверяли, что строительство пойдет экологии только на пользу — болота очистятся, а в порту будут плавать лебеди «как в Гамбурге». Тот факт, что болотным птицам для нормального обитания нужны именно болота, разработчиков не смутил.

Петербургские экологи проанализировали документ сами и пришли в ужас. «Это не экспертиза, а филькина грамота», - заявил в неофициальном порядке один из них корреспонденту «Фонтанки».

«По экологии в ОВОС только одна страничка, то, что там написано, - скорее, со знаком "минус". Нельзя называть ЭТО документом, это просто выполнение заказа с результатом, устраивающим тех, кто платит деньги», - оценил работу «Эра-экспресс-сервис» Георгий Носков, доктор биологических наук, заведующий лабораторией охраны птиц, директор Ладожской орнитологической станции Биологического института.

«Пытался найти какие-то цифры, но их там нет. Формулировки звучат так: уровень шума нами рассчитан по формулам расчета шума. Самих расчетов в ОВОС по Бронке нет, каким образом проводили расчеты - не сказано, а документы, на которые ссылаются, не представлены. Это не экспертиза, а бумажки», - поддержал мнение коллеги Андрей Ахматов, кандидат технических наук, первый президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков. «Документ, представленный "Эра-экспресс-сервис", не может называться таковым. Они написали его, не утруждая себя», - согласился и Александр Рыбалко, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник СевМорГео.

По мнению Носкова, экосистема Финского залива просто не выдержит строительства еще одного порта. Напомним, что еще в 2005 году к такому же выводу пришли специалисты Института проблем предпринимательства, проводившие по заказу КЭРППиТа экспертизу проекта порта «Бронка». По их мнению, появление терминала в районе Бронки нанесет непоправимый ущерб экологии залива, поэтому строительство в этом месте категорически недопустимо. Эксперты рекомендовали подобрать для реализации проекта другое место, однако за прошедшие три с половиной года этого так и не было сделано.

Настораживает и непродуманность проекта будущего порта. В частности, в нем, по словам Владимира Журавлева, председателя общественной организации Ломоносова «Город Ораниенбаум», не предусмотрены очистные сооружения. Вся загрязненная нефтью вода должна будет сливаться в городскую канализацию, в которой, кстати, также не выполняется очистка — грязные стоки сливаются прямо в залив.

В техническом задании предусмотрен вывоз отходов порта 5 и 4 категорий вредности на мусорный полигон, место которого до сих пор не определено. Вопрос о расположении будущего мусороперерабатывающего комплекса (МПК) задавался на общественных слушаниях, но ответа на него получено не было...

Впрочем, из ответа вице-губернатора Александра Вахмистрова на запрос жителей Ломоносова следует, что мусорный полигон появится на территории леса 1 категории, расположенного южнее поселка Мартышкино. «Выбор участка предполагаемого строительства МПК выполнен с учетом целесообразности максимального приближения предприятия по утилизации отходов к источникам их образования», - говорится в письме. Площадь будущего полигона 10,2 га, расположен он будет на территории, предназначавшейся под рекреационную зону, но потом таинственным образом оказавшейся в зоне «И», то есть предназначенной для объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов и объектов санитарной очистки.

Кроме того, со строительством порта «Бронка» связано и появление проектов двух скоростных грузовых магистралей. Одна из них должна пройти по берегу и акватории Финского залива, а также по исторической части города — одна грузовая развязка запланирована на Манежном спуске, вторая на Ораниенбаумском проспекте, предполагается, что с ее помощью можно будет попасть на КАД.

Другая грузовая дорога планируется южнее Ораниенбаума и Мартышкино. Она разрежет Глуховский лес на две равные части. С южной стороны появится мусоросжигательный завод со свалкой — речь о них шла выше, а с северной — ближе к городу — промзоны складского назначения для перетарки контейнеров с «Бронки».

Напомним, порт «Бронка» намеревается возвести компания «Феникс», структурное подразделение «Управления стратегических проектов ФСБ». По проекту предполагается, что площадь территории будущего порта составит 167,18 га. Грузооборот будущего терминала — 1,45 тыс. TEU в год, паромных грузов — 240 тыс. тонн в год, легковых автомобилей — 20 тыс. в год. Общая численность работающих в порту будет составлять 2,4 тыс. человек, работать они будут в три смены.

Несмотря на все протесты ученых и общественности, разрешение на строительство было выдано 16 декабря 2008 года. Согласно постановлению правительства Петербурга, ООО «Феникс», входящему в ХК «Форум», предоставлены три земельных участка суммарной площадью около 45 гектаров на южном побережье Финского залива в районе железнодорожной станции Бронка, севернее пересечения улиц Евгения Ефета и Краснофлотского шоссе.

«Строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса в районе железнодорожной станции Бронка позволит повысить привлекательность Санкт-Петербурга на рынке морских перевозок, – считает заместитель генерального директора ООО «Феникс» Алексей Шуклецов. – Данная концепция уже нашла одобрение Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга».

Кроме порта «Бронка», в Ораниенбауме планируется построить «Ломоносовский грузовой терминал» (бывший «Янтарь»), «Балтимор» в Военной гавани, битумный терминал ООО «Нинас». Бензиновый терминал «Несте» - все в той же Бронке — планирует расширяться. Ряд других грузопортовых проектов — в планах городского правительства.

Ученые пока еще собираются бороться дальше. В частности, Георгий Носков сообщил, что Биологический институт «вышел на правительство России» с инициативой создания заказника «Плавни Кронколонии», а также сети заказников по южному побережью Финского залива. Александр Рыбалко настаивает на проведении независимой экологической экспертизы, «лучше международной». Намеревается провести свою экспертизу и коалиция «Чистая Балтика». Остановят ли строителей их протесты — неизвестно.

Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях