Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus "Орлы" и "Оскары"

"Орлы" и "Оскары"

485
rtr-planeta.com

В лучшем павильоне "Мосфильма" состоялась официальная церемония вручения кинематографической премии «Золотой орел», которая сопровождалась трансляцией на канале «Россия». Петербуржцы имели успех на вручении «Золотых орлов», но сама премия успеха не имеет…

В начале года весь мир замирает в ожидании объявления "оскаровских" номинаций, у нас же в это время распределяют «Золотых орлов». И почему-то придают этому событию большое значение, хотя назвать самопровозглашенную премию значимой может только человек с богатым воображением. Корреспондент "Фонтанки" удивлялся тому, как профанация выдается за подлинное.

Это в равной степени относится и к форме, и к содержанию. Большинство любопытствующих, наблюдавших церемонию вручения по телевизору, продолжают горячо обсуждать форму: в частности, Ренату Литвинову, вышедшую в платье с откровенным разрезом и назвавшую «гноем» современную телепродукцию, и Никиту Сергеевича Михалкова, который… как обычно. Это он, скорее всего, писал текст речи Фэй Данауэй, где говорилось, что «Золотой орел» - самая значительная премия России в области кино. Услуга за услугу – актриса Данауэй получила «Орла» за вклад в искусство; правда, ее-то заслуги сомнений не вызывают.

Нас больше волнует содержание – вот где термин «эклектика» обретает плоть. Повязать одной номинацией «Лучший фильм года» коммерческий блокбастер «Адмиралъ», малобюджетную притчу «Дикое поле», злую мелодраму о подростках «Все умрут, а я останусь» и псевдостилизацию «Бумажный солдат» - тут опять либо чья-то дикая фантазия, либо Никите Сергеевичу это все приснилось, и он решил, что так и должно быть.

Очевидно, что никаких критериев у организаторов нет; очевидно, что набор фильмов произвольный. Не то чтобы в России снимали много гениальных картин, но почему в номинациях есть фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя», а нет Алексея Балабанова с фильмом «Морфий» - это вопрос. И таких недоуменных вопросов достаточно. Но все они – ничто по сравнению с вопиющим ханжеством, которое демонстрирует расклад, образовавшийся в конечном итоге.

Понятно, что фильму «Адмиралъ», по большому счету, никакие премии не нужны, ибо он получил главное – много денег на пре- и постпродакш, и немыслимые суммы на рекламу, а также поддержку самого могущественного телеканала страны. Это не помогло ему стать значимым событием в искусстве кино, однако событием киноиндустрии – безусловно; а также ему досталось то, ради чего вообще делается кино – внимание зрителей.

Ну и пусть бы жил себе; но его ставят в один ряд с тем, что (в соответствии с извращенной терминологией современного проката) называют артхаусом - с тем, что мало где пойдет, и мало кто это увидит. Триумфатор «Золотого орла» этого года, фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле» - из этой категории. Никто не может помочь ему стать бестселлером, да никому это и не надо. Но ему обязательно надо дать приз, чтобы все поняли, что у нас поддерживают авторское кино. Плевать, что авторское - не синоним хорошего. Отмылись, и можно весь следующий год безнаказанно снимать «главные фильмы года». А поощренные производители артхауса могут и дальше делать многозначительное скучное кино; и чем скучнее и многозначительнее, тем больше шансов прослыть борцом за идею.

А Алексея Германа-младшего вообще прокатили. В Венеции поощрили, а «Золотого орла» недостоин. Надо полагать, всему виной отсутствие ярко выраженной национальной идеи, коей в избытке в «Адмирале» и в другом призере - документалке "Гибель империи. Византийский урок". Про империю, и чтобы на коне и с именем Бога на устах – это Никита Сергеевич очень уважает, сам иногда упражняется.

Тоска. Она омрачает нашу радость от того, что петербургские персонажи определенно имели успех на этом празднике жизни. Продюсер фильма-победителя – Сергей Снежкин, среди номинантов – Алексей Учитель, Данила Козловский, Дмитрий Светозаров с Андреем Сигле; если напрячься, можно и Германа-младшего посчитать за нашего. Безусловным и беспрецедентным триумфом церемония «Золотого орла» стала для петербургской актрисы Ксении Раппопорт – из трех (!) номинаций две стали для нее счастливыми: она получила премии за лучшую женскую роль («Юрьев день») и лучшую женскую роль в телевизионном сериале («Ликвидация»). Это, пожалуй, единственная победа, которую невозможно оспорить. Вернее, есть еще одна - за лучший сценарий, отданная посмертно Петру Луцику и Алексею Саморядову ("Дикое поле"). Но это, что называется, без вариантов – писать так, как Луцик и Саморядов, никто в нашем кино пока не научился.

Жанна Каренина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях