Комитет по транспортно-транзитной политике городской администрации пошел на уступки Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга. Последние просили оставить за ними право аренды участков набережных под причалы, а не передавать их в управление ГУ «Управление речного транспорта», которое заключало бы с ними договоры оказания услуг.
Председатель Ассоциации владельцев пассажирских судов (АВПС) Евгений Зубарев рассказал о достигнутых речниками и властями договоренностях сегодня после рассмотрения Комитетом по законодательству ЗакСа Закона о водном транспорте Петербурга. Документ призван упорядочить ситуацию на реках и каналах Петербурга, которая до сих пор не регулировалась никакими нормами.
По словам Евгения Зубарева, речникам удалось одержать настоящую победу. В результате переговоров с Комитетом по транспортно-транзитной политике (КТТП) они все-таки получили право продлить договоры аренды на свои причалы (у большинства компаний срок их действия истекает в этом году). При этом судовладельцы обязались гарантировать городу подход к своим пристаням судов регулярного пассажирского сообщения. Оно может начаться уже весной.
Директор ГУ «Управление речного транспорта» Ольга Каргина в оценках была гораздо более сдержана. Она признала, что речники действительно смогут перезаключить договоры с КУГИ, но отметила, что это только временная мера, призванная не допустить срыва ближайшей навигации. По ее словам, рано или поздно город все равно заберет все причалы под свой контроль.
Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» пресс-секретарь Комитета по управлению городским имуществом Елена Бодрова, в настоящее время действительно решается вопрос о передаче городских набережных «от моста до моста» в оперативное управление ГУ «Управление речного транспорта». После того как соответствующие документы будут подписаны, эта организация будет определять, где и какие причалы можно устанавливать. Отметим, что до сих пор набережные Петербурга существовали «сами по себе» - без всякого оперативного управления.
Более того, не исключено, что и на ближайшую навигацию не всем судовладельцам удастся сохранить свои причалы. Дело в том, что этим летом был принят федеральный закон № 108, который, в целях обеспечения конкуренции, исключает понятие преимущественного права аренды для тех, кто уже занимал какие-либо площади. Теперь получить в пользование тот же участок набережной можно только на конкурсной основе. Как это скажется на рынке водных перевозок, предсказать пока трудно.
Туманны и перспективы задуманной КТТП реформы системы водных перевозок в целом. Дело в том, что в настоящее время участки набережных судовладельцы могут арендовать на три года. Однако усилия, которые власти предпринимают для перевода причалов под свой контроль, таковы, что, вполне вероятно, этот процесс может завершиться уже и к следующему году. Что тогда будет с арендаторами — не ясно. Ольга Каргина туманно заявляет, что вопрос будет определенным образом решен. С другой стороны, Елена Бодрова говорит, что если уж КУГИ договоры аренды заключит, то посягнуть на них никто не сможет.
Пока реформа системы водного транспорта вызывает много нареканий. При этом и ее основная цель — создание сети регулярных водных перевозок — сомнительна. Несмотря на выкладки исследовательских институтов, уверения в том, что достаточно дорогие и низкоскоростные речные трамвайчики привлекут горожан и разгрузят улицы, выглядят сомнительно. Все-таки в Петербурге всего один-два маршрута, по которым быстрее добираться водой, нежели транспортом. А если без пробок, так пожалуй, и нет вовсе.
Однако в планах КТТП - пара десятков речных маршрутов. Наиболее вероятно, что в первую очередь стартуют рейсы с Морского фасада и от Речного вокзала в центр, маршруты к ЦПКиО и по Фонтанке, а также переправа через Неву. Последняя, по словам Евгения Зубарева, может как-то заменить закрытую станцию «Горьковская». Впрочем, во время разводки мостов, когда переправа действительно могла бы быть рентабельна, она, разумеется, работать не будет — нормы судоходства не позволяют катерам шнырять между сухогрузами. При этом поездка даже по самому короткому маршруту вряд ли будет стоить дешевле 50 рублей. А на дальние, чтобы обеспечить хоть сколько-нибудь приемлемый уровень цен, город будет выделять дотации. И все равно они будут в разы выше, чем на наземный транспорт.
Туманные перспективы не лучшим образом сказываются на состоянии водного бизнеса сегодня. Как отметил Евгений Зубарев, в этом году судовладельцы вынуждены заморозить строительство семнадцати судов. По его словам, речь идет о речных трамвайчиках, близких по размерам к речным теплоходам класса «Фонтанка».
Ранее по теме:
Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»