С Большой Конюшенной улицы в ближайшее время исчезнет вывеска бутика меховой одежды «Палома». Вместо нее будет красоваться расширенная надпись «Театр Эстрады им. Аркадия Райкина», которому решено вернуть помещения, занимаемые ныне магазином. Эти и другие революционные изменения в театре начали происходить после того, как его художественным руководителем стал Юрий Гальцев, а директором — Алики Усубиани. Город тут же вспомнил о полузаброшенных катакомбах на Большой Конюшенной, где почти 70 лет располагается театр, и о том, что в 2011 году планируется отмечать 100-летний юбилей Аркадия Райкина.
Совещание о развитии Театра Эстрады с участием губернатора города Валентины Матвиенко и целой делегации чиновников от главы Комитета по Культуре Антона Губанкова и руководителя КУГИ Игоря Метельского до председателя Комитета по энергетике Олега Тришкина проходило не в блистательных кабинетах Смольного, а в обшарпанно-совдеповских стенах театра. За полчаса разговоров предстояло решить ряд серьезных проблем: с помещениями, с ремонтом, с юбилеем театра и даже с электричеством.
Валентина Матвиенко подъехала к зданию на Большой Конюшенной чуть раньше назначенного времени. И показалось, что она ошиблась дверью, войдя в меховой салон «Палома», располагающийся по соседству. Но интерес к бутику, как оказалось, был вызван не выставленным товаром, а площадями, которые занимают шубы и дубленки. Члены VIP-делегации, возможно, были одними из самых знаковых и, не исключено, последних посетителей магазина. Через несколько минут было озвучено решение: аренду расторгнуть, помещения (79,6 квадратных метров) вернуть Театру Эстрады.
Квадраты под меха, как выяснилось, сдает не сам театр, а ГКФУ «Петербург-концерт», филиалом которого театр является. Пока. Как было объявлено, до 1 июля текущего года должно быть окончательно оформлено создание отдельного государственного учреждения «Театр Эстрады имени Аркадия Райкина».
Меховой салон - не единственное помещение, которое, как выразилась губернатор, «отрезали у нищей культуры», в частности, от театра. В свое время учреждение пользовалось площадями, ныне занимаемыми Советом по туризму, и рестораном «Медведь». Ресторан Валентина Матвиенко решила не трогать, мол, его оборудование — серьезные вложения. И выгонять его никто не будет. А вот по поводу Совета по туризму, который здесь размещается больше 5 лет, Матвиенко, даже не обсуждая, вынесла вердикт: выгнать вон немедленно, отдать площади театру. Как это можно будет осуществить на практике, пока не понятно: по неподтвержденной информации, помещения у организации находятся не в аренде, а в собственности. С «Медведем» же губернатор предложила договориться мирным путем: ну, может быть у них есть избыточные помещения — тогда их можно будет передать под нужды актеров. Кстати, этот ресторан также является историческим — заведение с таким названием на этом месте существовало до того, как был открыт театр.
Плохо или хорошо будет учреждению после закрытия элитного бутика меховой одежды, решать Гальцеву. Но, по данным руководителя «Петербург-концерт» Евгения Колчина, за 2008 год от фирмы в организацию поступили дополнительные средства от аренды помещений в размере 750,1 тысячи рублей («Медведь» заплатил 2,1 миллиона рублей). Эти средства направляются на доплаты работникам театра, содержание имущества и материальные запасы (по официальной справке с выписками кодов бюджетных назначений).
К слову, на совещании участники чуть было не запутались в финансах. Сначала губернатор долго пыталась выяснить, сколько в 2008 году составила смета театра. Ей назвали сумму в 4,5 миллиона, потом 7,5 миллиона, 4,5 из которых — средства бюджета, а остальное — доходы театра от эстрадной деятельности. Но окончательная цифра (вместе с доходами от сдачи помещений в аренду) составила уже 10 миллионов рублей. Такие скачки в «показаниях» Матвиенко взбесили: «Надо готовиться к совещаниям с губернатором. Я не на Юрия Николаевича приехала посмотреть, я на него на концерте посмотрю», - заявила она и тут же показалось, что сейчас она сменит милость на гнев и начнутся репрессии. Они и последовали. Но ненадолго: Валентина Матвиенко дала указания, выяснить, каким образом так получилось, что 2,5 миллиона рублей в прошлом году пошло на приобретение выносного софита. С учетом того, что даже на ремонт кровли было затрачено на 500 тысяч меньше.
Но тут Матвиенко взглянула на Гальцева и сменила гнев на милость обратно. «У нас образованное, культурное правительство, у нас все любят культуру», - заявила она.
На совещание пришел и председатель комитета финансов Эдуард Батанов, и тут же было решено: к 2011 году, когда будет праздноваться 100-летний юбилей Аркадия Райкина, надо провести не капитальный, но основательный ремонт. На него выделяется 10 миллионов рублей. Еще 3 миллиона — на проектно-сметную документацию.
Комитету по энергетике этот объект дали как общественную нагрузку: надо разобраться с электропроводкой и электромощностями. Как рассказал Юрий Гальцев, из-за нехватки мощностей бывает, что во время спектаклей свет вырубается. И попросил 350 КВатт. Градоначальница стремление нового худрука к электропроводке оценила, но отметила: «Пусть Гальцев ставит хорошие спектакли, а этим вопросом пусть Тришкин занимается (глава Комитета по энергетике — авт.)». «Вы можете меня использовать», - тут же отреагировал Гальцев. «Штекером...», - добавил кто-то.
Под шутки Гальцеву удалось попросить у главы города еще немного денег на грядущий в этом году юбилей театра. На мероприятия и новую постановку Матвиенко денег дать согласилась. Банкеты посоветовала организовывать за свой счет.
Справка:
История театра, которому действительно в этом году официально исполняется 70 лет, на самом деле имеет более глубокие исторические корни:
Еще в 1723 году Петр I издал указ, по которому повелевалось «сделать комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову». Располагалось первое общественное зрелищное сооружение города на берегу Мойки у Невского проспекта. В то время топкие берега рек и частые наводнения не позволяли строить здания близко к воде, и театр находился в некотором отдалении от берега. В XIX веке на этой территории находилась гостиница «Демутов Трактир», постояльцами которой были Пушкин, Грибоедов, Батюшков, Чаадаев, Тургенев. К началу XX века здание, выходящее на Большую Конюшенную, занимал фешенебельный ресторан «Медведь». В 1930-х годах бывший ресторан переоборудовали под театр. И только после этого в 1939 году здесь открылся первый в России государственный профессиональный Театр Эстрады.
Здесь расцвело искусство конферанса, регулярно концертировали джазовые коллективы Леонида Утесова и Олега Лундстрема, начинала свой творческий путь Клавдия Шульженко. Сцена театра помнит блестящих мастеров разговорного жанра Марию Миронову и Александра Менакера, Петра Муравского, Вениамина Нечаева и Павла Рудакова. Его зал слышал голоса Александра Вертинского, Леонида Кострицы, Лидии Руслановой. В 1944 году на этой сцене начал свой триумфальный путь в отечественной эстраде Театр Миниатюр под руководством Аркадия Райкина.
Александра Медведева,
«Фонтанка.ру»