Петербургские туроператоры лишаются сезонного заработка. Еще в прошлом году среди горожан были популярны шопинг-туры в Европу. Сезон распродаж 2009 стал переломным. И не потому, что россияне боятся тратить деньги. Просто туристы, поняв, что можно не переплачивать, все чаще добираются до мультибрендовых магазинов сами, отказываясь от проводников.
В европейских аутлетах (магазинах продаж от производителя) сейчас райское время – мало того, что цены там и так всегда были невысокими, так сейчас еще и время распродаж. Так, итальянские мультибрендовые торговые точки (кстати, самых известных в Старом Свете производителей) сейчас радуют глаз покупателей скидками от 30 до 70 %. Для того чтобы добраться до самого крупного аутлета этой страны, Serravalle outlet, достаточно взять напрокат машину (в данное время это обойдется приблизительно в 30 евро за стуки). Дорога от Милана займет чуть больше часа, от Генуи – около 40 минут. Людей в магазине, естественно, немало, да и посмотреть есть на что (там представлено около 150 магазинов одежды и обуви для всей семьи). Цены посетителей тоже радуют – на 500 евро можно полностью одеться, а об уровне нынешнего сейла говорит уже то, что костюм от Valentino, пусть и прошлого сезона, стоит около 200 евро.
Тем временем, туроператоры, привыкшие за последние несколько лет к буму желающих поехать в шоп-тур именно в это время года, в этом году не наблюдают особого ажиотажа. Так, в турфирме «Нева» корреспонденту «Фонтанки» заявили, что не специализируются на шопинг-турах. «В Петербурге достаточно небольших компаний, которые предоставляют туристам возможность съездить в Европу за покупками», - отметили в компании. Но! Единственный подобный тур в Милан был апробирован «Невой» впервые в этом году и, как оказалось, не очень удачно. В фирме говорят, что покупателей, которые сейчас могут себе позволить съездить за покупками в Европу, мягко говоря, не очень много. По словам сотрудников турфирмы, еще в декабре его купили 1 – 2 человека, после Нового года желающих и вовсе не было.
В компании «Арт-Трэвел» тоже пока не наблюдают ажиотажа среди желающих отправиться в шопинг-тур (особенно по сравнению с прошлым годом, когда туристы могли себе позволить тратить деньги не только на путешествия, но и на покупки). «Сейчас больше звонков, чем реальных покупок туров», - говорят менеджеры турфирмы. Здесь также предлагаются шопинг-туры в Милан и Рим. В компании нежелание туристов ехать за покупками связывают с тем, что итальянская авиакомпания «Ал Италия» отменила большую часть рейсов, билеты стали дороже, а время отлета и прилета неудобным.
Единственная компания, которая, по крайней мере, по официальным данным, не испытывает проблем с продажами шопинг-туров – «Ривьера». «У нас они всегда продавались хорошо», - говорят в компании.
Тем временем падение спроса на шопинг-туры может серьезно ударить по туроператорам. Многие специально вводили подобные туры для того, чтобы привлечь дополнительных покупателей. Само по себе такое путешествие из Петербурга стоит 25 – 30 тысяч рублей, без учета перелетов (еще от 13 тысяч рублей), визы (2 400) и специальных опций: машины для шопинга (200 евро в день), услуг ассистента для дополнительного шопинга в Милане – 35 евро в час для группы.
Многочисленные аутлеты, расположенные по всей Европе, на протяжении последнего десятилетия привлекают покупателей не только низкими ценами на эксклюзивную одежду, но и дополнительными распродажами, проходящими, как правило, с 7 января по 1 марта и с 10 июля по 31 августа.
Доход они приносят не столько туристическим компаниям, сколько принимающей стороне. Так, товарооборот европейских аутлет-центров, предлагающих своим клиентам уцененную продукцию известных марок, эксперты оценивают в 4–6 тысяч евро на квадратный метр торговой площади, что существенно превышает американские показатели, составляющие 2,5 тысячи долларов на квадратный метр.
Отметим, что первый аутлет (магазин продаж от производителя) был построен в американском штате Пенсильвания в 1974 году. Буквально за несколько лет количество подобных магазинов в Новом Свете выросло до нескольких сотен, их общая площадь составляет сейчас несколько миллионов квадратных метров, а товарооборот, по данным СМИ, превышает 10 миллиардов долларов.
В Европе аутлеты начали строить лишь в 90-х годах XX века, «первопроходцами» были Швейцария, Испания, Швеция, Великобритания и Франция. Позже всего подобные магазины появились в Италии. Однако они смогли привнести нечто новое – здесь предлагают товары не просто знаменитых брендов (видимо, поэтому петербургские туроператоры предлагают шопинг-туры именно в эту страну). Это коллекции ведущих итальянских модельеров и дизайнеров: Гуччи, Версаче, Бульгари, Армани. Несмотря на то, что такие дизайнерские аутлеты выставляют на продажу коллекции прошлого сезона по гораздо меньшим ценам, чем актуальные коллекции тех же мастеров в центральных салонах Милана или Неаполя, они остаются все равно престижными торговыми центрами, рассчитанными на обеспеченного покупателя. В путеводителях по Италии для азиатских и американских туристов аутлетам в окрестностях Рима или Флоренции уделяется не меньше внимания, чем Колизею, римскому Форуму или галерее Уффици.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»
Шопинг дешевеет, или как дойти до Европы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ