Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество У защитников отнимают диктофоны и мобильники

У защитников отнимают диктофоны и мобильники

298

Адвокатов вновь хотят лишить права проносить в СИЗО мобильные телефоны, диктофоны, ноутбуки и иную оргтехнику. Такое ограничение действовало много лет, но год назад было признано незаконным. Защитники уверены, что новая попытка ограничить их права существенно усложнит работу по защите подсудимых.

Внесенный на прошлой неделе законопроект предусматривает, что проносить на территорию мест содержания под стражей технические средства связи, компьютеры, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительную аппаратуру и пользоваться ими во время свидания можно только с разрешения начальника СИЗО или его заместителя. Более того, свидание обвиняемого с адвокатом может быть прекращено при попытке передать «сведения, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу».

Незаконное – в закон

Норма, запрещающая проносить на свидания с подозреваемыми и обвиняемыми технические средства, с 1985 года содержалась в ведомственных инструкциях сначала МВД СССР, потом российских органов внутренних дел, а после реформы системы содержания обвиняемых – Минюста. Адвокаты добивались права проносить диктофоны и мобильные телефоны много лет. Причем исключительно для работы, а не для передачи этих и иных запрещенных предметов содержащимся под стражей клиентам. Тогда как никто никогда не ограничивал право «вертухаев» провести досмотр заключенного после свидания.

В 2001 году Конституционный Суд России признал недопустимым регулирование ведомственными нормативными актами конституционного права на помощь адвоката (защитника), поскольку это положение служит основанием «для неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию возможности свиданий обвиняемого (подозреваемого) с адвокатом (защитником) в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело». А Верховный Суд России признал незаконным и спорную норму инструкции Минюста. Доводы, что диктофоны, фотоаппараты и мобильники могут быть использованы для воспрепятствования расследованию по уголовному делу, был отвергнут. Решение вступило в законную силу 29 января 2008 года.

Теперь группа депутатов (Андрей Луговой, Валентин Бобырев, Михаил Гришанков и Алексей Розуван) предлагает включить признанную незаконной норму в федеральный закон. «Штатная численность дежурных смен следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не всегда позволяет обеспечить постоянное наблюдение за ходом проведения свидания подозреваемых, обвиняемых с защитниками, – объясняют свою инициативу авторы законопроекта, – так как такие свидания проводятся без ограничения их числа и продолжительности».

Связанные одной цепью

У самих адвокатов иная позиция. «Я уверен, что большинство мобильников, которые попадают к содержащимся в СИЗО, проносят вовсе не адвокаты, – говорит вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко. – Предлагаемый законопроект нарушает один из основных принципов – равные права обвинения и защиты. Ведь следователь может беспрепятственно проносить и использовать практически любые технические средства, а адвокатам предлагается это делать только с особого разрешения. Получается, законодатель уверен, что адвокаты заведомо «плохие»? Телефон нужен адвокату для связи с другими клиентами, получения помощи из коллегии и т.д. А как копировать документы из дела, с которым знакомится подзащитный? Ксерокса в СИЗО нет, вот и нужен фотоаппарат или тот же мобильный телефон».

Против права администрации следственного изолятора пресечь свидание в случае попытки передачи заключенному запрещенных предметов (в т.ч. того же телефона), адвокаты не возражают. Но удивление вызывает норма, запрещающая передавать «сведения, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу» – разговоры заключенного с адвокатом строго конфиденциальны. А любые сведения, которые направлены на защиту клиента, могут быть расценены следствием как мешающие их «истине» в уголовном деле. «Подобная формулировка позволяет предполагать прямую заинтересованность администраций СИЗО и органов обвинения», – заключает Игорь Кучеренко.

В настоящее время законопроект находится у председателя Госдумы Бориса Грызлова – бывшего министра внутренних дел.

Напомним, что до 1998 года следственные изоляторы и колонии находились в ведении ГУИН МВД России. Цель проведенной десять лет назад реорганизации заключалась, в том числе, в обеспечении прав подсудимых и независимости «вертухаев» от органов обвинения. Хотя идею такой реорганизации более полувека назад предлагал тогдашний глава НКВД Лаврентий Берия.

Павел Нетупский,
"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях