Владимир Путин, Екатерина Великая и Елизавета Вторая, Мэрилин Монро и Одри Хепберн, Леонардо ди Каприо и Дима Билан, а также примерная пионерка Машенька и просто хорошая американская девочка Бетси… Что же объединяет этих столь разных персонажей в одну компанию? Все они представлены в виде бумажных кукол на выставке «Одеть Машу», которая открылась в святочные дни в музее Владимира Набокова. Хозяйка уникальной коллекции - Ирина Соболева, преподаватель Санкт-Петербургского университета, переводчик с итальянского. Она решилась показать свои сокровища впервые.
В куклы человечество играет давно. Но бумажные куклы появились лишь тогда, когда возникла массовая печать, стали выходить газеты и журналы. Конечно, кукол никогда не пускали дальше последних страниц, где до сих пор принято печатать игры, кроссворды, моды и прочие развлечения. Кстати, очень многие начинают чтение газет именно с конца (хотя не все в этом признаются).
Выставка эта, хоть и неброская, вряд ли пройдет незамеченной. Это только кажется, что она легкомысленная. Подумаешь, мол, бумажные куклы — безделица какая-то, прихоть, просто бумажный сор вроде старых газет, пригласительных билетов, неведомо зачем сохраняемых годами… Но, во-первых, для многих с этими хрупкими созданиями связаны воспоминания детства. А, во-вторых, бумажный народец можно рассматривать как символ эпохи, в котором закодированы мода, нравы, идеалы красоты, а порой даже идеология.
Для примера сравним двух бумажных девочек — советскую пионерку Калинку, придуманную в семидесятые годы художниками для журнала «Пионер», и ее ровесницу американку Бетси. Обе хорошенькие, но Бетси ярче и раскованнее. Что уж говорить об одежде! Калинка, живущая во времена тотального дефицита, могла только мечтать о нарядах, доступных Бетси. Различен и подход к моде. В советских журналах к бумажным куколкам и их нарядам нередко прилагались выкройки и практические советы по шитью и вязанию. В заграничных — речь шла о том, как принято одеваться на вечеринку, на прогулку, в школу, как сочетать вещи друг с другом, подбирать дополнения.
На женский идеал, отраженный в бумажных куклах, влиял, конечно, не только политический строй и господствующая идеология, но и традиции. Куклы из кубинского журнала середины шестидесятых, даже одетые в военную форму, все равно выглядят ярко и даже (о, ужас!) сексуально.
Вообще же бумажные куклы всегда раздеты: иначе как мы сможем их одевать по своему вкусу?
В конце XIX века, когда в Европе еще царили пуританские нравы викторианской эпохи, появление взрослых барышень в неглиже на страницах журналов было смелым шагом. К куколкам прилагаются платья с широченными кринолинами, из-за которых к женщине невозможно было подойти ближе, чем на метр. У викторианской куклы, датированной 1890-ми годами, есть не только обширный гардероб, но и …набор лиц. Вернее, выражений лиц. Можно менять головки, если, допустим, красавица решила сменить гнев на милость и улыбнулась.
Настоящая редкость — кукла в стиле модерн, сделанная по эскизам знаменитого художника той эпохи Альфонса Мухи. Он был создателем образа демонической женщины, быстро ставшего модным. В России он был воплощен поэтессой Зинаидой Гиппиус, которую Блок называл «зеленоглазой наядой».
Легко проследить по выставочным экспонатам, как менялась психология масс, как росла одержимость «звездами», подогреваемая рекламой, модой, желтой прессой и телевидением.
Безвестные барышни из журналов мод рубежа XIX-XX веков, пионерки Машеньки и Калинки из советских журналов «Работница», «Пионер», «Мурзилка» исчезли под натиском звезд из мира шоу-бизнеса, кино и даже политики.
Сегодня бумажные куклы воплощают всех, из кого наш суетный мир сотворил себе кумиров.
Звезда на все времена, чей блеск не тускнеет с течением времени, это Мэрилин Монро. И поклонники бумажных кукол продолжают примерять наряды на ангельски красивую блондинку. Чаще всего, это ставшие знаменитыми платья, в которых она снималась в фильмах. Белое с вишенками из «Неприкаянных». Снова белое с американской проймой и плиссированной юбкой, которую дующий из подземки ветерок задирал ей чуть ли не на голову, из «Зуда на седьмом году». Словно сотканный из паутинки и стразов шедевр голливудского модельера Жана-Луи, в котором Мэрилин пела на дне рождения президента Кеннеди…
А вот в витрине Одри Хепберн, к которой прилагаются роскошные наряды и шляпы из мюзикла «Моя прекрасная леди», созданные по эскизам самого Сесиля Битона.
Не обошлось и без политиков. Конечно, в виде бумажного солдата предстал самый знаменитый политик нашего времени — нынешний российский премьер Владимир Путин. К бумажному Владимиру Владимировичу прилагается неплохой гардероб: черный деловой костюм, кимоно для занятий дзюдо, камуфляжные штаны для активного отдыха и даже футболка с устрашающей надписью «КГБ». Понятно, кукла была опубликована не в российском издании, коллекционер Ирина Соболева нашла ее в финском журнале.
А что же сегодня? Куда делись бумажные куколки — сданы в макулатуру? Нет, их популярность нисколько не уменьшилась. Но с ними сейчас происходит то же самое, что и с газетами. Превращаясь из бумажных в цифровые, они обретают место под солнцем на просторах Интернета. Если побродить по сайтам, легко убедиться, что у бумажных кукол по-прежнему много поклонников. Сидя перед компьютерами, они с увлечением одевают и простых девочек, и красоток вроде Наоми Кэмпбелл, и «лапочку» Диму Билана. На сайте Наташи Королевой, например, есть ее фотография в купальнике в виде бумажной куколки. Фаны предлагают своему кумиру невероятное количество различных нарядов на все случаи жизни. Правда, неизвестно, использует ли эти идеи сама певица, но она милостиво не лишает поклонников возможности «приодеть» себя.
Зинаида Арсеньева,
Фонтанка. ру
Одеть премьера Путина или Мэрилин Монро (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ