Когда на Америку обрушилась Великая Депрессия, правительство Рузвельта организовало общественные работы, прежде всего, по строительству автомобильных дорог. По ним стали ездить американцы, у которых были деньги на авто и бензин. Те, у кого не было денег, стали их обслуживать на бесконечных станциях и заправках. В кризис 2009 года Петербург может спастись, развивая свой пассажирский порт. А главным ресурсом станут европейские пенсионеры. Каким образом — рассказывает корреспондент Фонтанки из Финляндии.
Нам это трудно понять, но самыми обеспеченными людьми США, Японии и Старой Европы являются именно они — пенсионеры. Их деньги вложены в многочисленные пенсионные фонды, они — столп экономики, главные инвесторы и девелоперы. На страже их денег стоят правительства. Речь идет о сотнях триллионов евро (то есть тысячах миллиардов).
Они платили свои налоги, вкладывали деньги в кассы в самые лучшие послевоенные годы. Выходя на пенсию в 65 лет, они в среднем живут еще 15 — причем продолжительность жизни все увеличивается. Многие сохраняют завидную работоспособность и имеют весьма приличные доходы. Они не обременены семьями, так как в их обществе не принято сидеть с внуками. Они любят путешествовать и с удовольствием тратят деньги на это. Они любят культуру в ее классическом смысле, любят музеи и выставки, любят наслаждаться красотой фонтанов и архитектурных шедевров. Они любят бывать в Петербурге. И Петербург может использовать это стремление к культуре пожилых иностранцев с большой пользой.
Сильные пенсионеры
Западный пенсионер, в отличие от российского (а так же любого пост-советского), человек энергичный и жесткий. Пусть болят суставы, а сердце живет за счет импульсов кардиостимулятора — воля и умение бороться за свои права остаются при нем. И с этим считаются.
Финский предприниматель на пенсии, а ныне консультант ряда компаний, г-н Маури Равеала в беседе с «Фонтанкой» прямо заявил, что секрет материального статуса финских пенсионеров — в их политической активности. «Пенсионеры и инвалиды — это избиратели, — констатировал Маури. — Мы можем организоваться и либо поддержать ту или иную партию, либо нет. И политики понимают, что если не будут слушать нас, внимать нашим нуждам, их судьба окажется весьма незавидной...»
Европейским пенсионерам чужды патерналистские настроения — проще говоря, они ничего не ждут от государства, как от «отца народа», который о них позаботится. Поэтому они и борются за свои права на всех уровнях — от высокой политики до уровня домоуправления. Но интересы пенсионеров поддерживают не только пенсионеры. «Сейчас и молодежь понимает, что годы пройдут быстро и наступит старость. Поэтому надо уже сейчас 20-летним думать, а что они будут получать в 2055 году? И они думают и поддерживают поколение своих бабушек и дедушек», — удовлетворенно заметил г-н Равеала.
Поэтому пенсионеры, или, как принято называть старшее поколение, - «сеньоры» представляют интерес и для бизнеса — они были и остаются самым платежеспособным поколением в обществе, и их процентная доля все растет.
Балтика захлестывает Карибы
Одним из любимейших видов отдыха для сеньоров были и остаются теплоходные круизы. Наиболее популярное направление — Карибское, собственно говоря, там и зародилась форма отдыха американских «сеньоров». Второе место по популярности занимают Средиземноморье и моря юго-восточной Азии, и им в спину дышит наша Балтика, причем среди пассажиров «старшего возраста» Балтика уже уверенно выходит на второе место в круизной гонке и сейчас уверенно занимает более 13% мирового круизного рынка.
Для пожилого человека круиз удобен по многим причинам. Это высокий уровень комфорта, наличие «под рукой» обслуживающего персонала, в случае чего — имеются все возможности для оказания медицинской помощи. Турист не мучается в кресле авиалайнера или автобуса — он расслабляется в бассейне, принимает процедуры, танцует или просто спит — и неудержимо приближается к вожделенному музею или архитектурному шедевру.
По данным североевропейского делового журнала «Новые рубежи», в 2008 году в Петербург зашло 301 пассажирское судно, которое доставило 338 тыс. пассажиров. В Хельсинки пришло 270 судов и 300 тыс. туристов, как и в Стокгольм. Лидирует на Балтике Копенгаген, куда прибыло 475 тыс. туристов на 310 судах — в порт датской столицы приходят самые крупные круизные лайнеры.
Основной туристический контингент — это сеньоры Германии, Великобритании и Скандинавских стран. И хотя в связи с кризисом ожидается снижение наполняемости судов, у Петербурга остаются замечательные возможности для привлечения туристов — ведь именно Петербург для многих из них является венцом всего путешествия.
Морская корона
10 сентября 2008 года была торжественно открыта первая очередь нового морского пассажирского терминала в Петербурге. Тогда в порт пришел лайнер Costa Mediterranea с 2 тысячами туристов на борту. Всего же после окончания строительства терминал сможет одновременно принимать 7 судов океанского класса, что может позволить обслужить более 1 миллиона пассажиров в год, то есть в четыре раза больше, чем прибывает в Петербург сегодня.
Это большой запас. По словам вице-президента круизной компании Вermello, Ajamil and partners Марка Иттела, можно ожидать, что к 2020 году в Петербург ежегодно будут морем прибывать около 600 тысяч туристов.
1 турист приносит в город от 200 до 400 евро. Чтобы эта сумма выросла, нужно еще многое сделать — например, обеспечить быструю связь между терминалом и аэропортом «Пулково» — это позволит сделать Петербург начальной и конечной точкой круиза. Другая проблема — быстрая доставка пассажиров в центр города. Летом могут выручить легкомоторные речные суда, но преимущество Петербурга как раз в том, что сюда морем едут туристы и зимой, когда речной маршрут не действует.
Но для того, чтобы в современных условиях сеньоры собрались в путешествие, они должны быть уверены, что в самом городе их ждет привычный сервис. А это поле как раз для малого и среднего бизнеса.
Драгоценный пенсионер
В пиковые дни в Петербург морем прибывает до 25 000 человек. Сделаем поправку на кризис и будем считать, что приехало 15-17 тысяч. Этим людям потребуется порядка 400 автобусов и столько же гидов. Но не только.
В круизы отправляются люди, которым нужна помощь в передвижении — то есть нужны помощники. Необходимо предусмотреть возможность для таких людей самостоятельного перемещения по залам музеев и выставок. Туалеты должны быть соответствующим образом оснащены, и их количество увеличено. Пожилым туристам желательна организация специального питания, предоставление широкого выбора диетических блюд и напитков. Ненормально, когда в центре Петербурга практически невозможно найти блюда без глютена (зернового белка), без лактозы или диабетические блюда.
Разумеется, что все сервисные новшества должны умело преподноситься на рынке. Целесообразно создание специальных сайтов, например «Петербург диетический», где бы подробно на финском, немецком, шведском и других языках рассказывалось о возможности насладиться русской кухней — не только вкусной, но и полезной. То же относится и к остальным нюансам обслуживания возрастных клиентов.
Сейчас у Петербурга — имидж города, богатого культурными памятниками, но со слабоватым сервисом. Ведь роскошные казино и варьете к сервису имеют весьма слабое отношение — он проявляется именно в самых простых, жизненных вещах. Петербуржцам, чтобы изучить его нюансы применительно к клиентам в возрасте, далеко ездить не надо — Хельсинки под боком. Зато умелое применение на своем поле этих приемов и качественное продвижение их на рынке могут принести хороший и стабильный доход.
«Старый» — не является синонимом «бедный» — по крайней мере, по отношению к пассажирам белоснежных лайнеров, которые везут своих клиентов в Петербург.
Константин Ранкс
Хельсинки,
для «Фонтанки.ру»
Пенсионеры как ресурс для бизнеса
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ