Было бы неправильно считать, что Финляндия кругом зависит от России – даже в лесной отрасли в лучшие годы из России везли местного леса меньше, чем рубили на местах. Да, Суоми зависит целиком от российского газа, только она за него платит исправно еврорублями. Но есть направление, которое напрямую зависит даже не от российского государства, а от конкретных россиян, а еще точнее - от петербуржцев и жителей Ленобласти. Это туризм и приграничная торговля.
Если туристы из Швеции обычно оставляют в Финляндии 40 евро в день, россияне за это же время дарят экономике Финляндии по 80. А эстонский турист — лишь 25 евро в день. В результате в прошлом году, как писала финская деловая газета Kauppalehti, россияне оставили в Финляндии более 650 миллионов евро, то есть почти 2 миллиона евро в сутки.
Ожидается, что в этом году Финляндию в общей сложности посетит более двух миллионов туристов из России, что станет новым рекордом - на 15% больше прошлогоднего. При уменьшении количества деловых поездок возросло количество гостевых визитов и шоп-туров. Но вот вопрос – а что будет в следующем году?
Совершенно ясно, что россияне-дачники в Финляндии рассматривают свою недвижимость как вложение, и можно ожидать, что уж они-то точно ездить в Суоми не перестанут. Зато, возможно, станут меньше ездить по самой стране, наслаждаясь отдыхом на собственной даче. А вот туристы и шопинг-зависимые, по предварительным прогнозам, могут «остудить свой пыл». В массе своей, если судить по звонкам в телефонную справочную службу «ФинИнфо», сфера интересов российского туриста ограничена дешевым размещением, недорогим отдыхом - в СПА и аквапарках, и редко походом в музеи или на экскурсии. И вот здесь неожиданно проявляется туристический финский парадокс.
Можно предположить, что в Финляндии, как отклик на запросы, должно расти число бюджетных отелей и центров отдыха. Однако на практике этого нет. Найти качественное размещение в Финляндии дешевле 45-50 евро за ночь просто нереально, а в подавляющем большинстве случаев стоит ориентироваться на суммы 70-90 евро в сутки за номер на двоих. В наиболее живописных местах стоимость номера в отеле еще выше.
Причина высоких цен заключается в исключительно развитом местном туризме – он стимулирует спрос, и пока финны сами не перестанут ездить по своей стране, ожидать падения цен не приходится. Ведь россиянин на курорте – явление кратковременное, а финн со своим «лыжным отпуском» – несравненно более стабильное, а главное – привычное.
Но это все - до поры до времени. И если вниз пойдет благосостояние основной массы финского населения, то можно ожидать и смещения ценовой политики на финских курортах. Пока что катастрофического падения потока обеспеченных россиян не предвидится – с учетом высокого спроса, во всяком случае, в этот зимний сезон финским туроператорам можно особо не беспокоиться. Ну, а к лету, действительно, кое-что может измениться.
Жизнь у дороги
Торговлю определяет место и товар – эту извечную формулу успеха исповедует Мартти Таппанен, торгующий рыбой и сопутствующими товарами на трассе Е-18 у финского городка Ловииса. Его билборд с надписью «Не проезжай мимо!» стоит у самой дороги.
Мартти начинал с рыбы – соленой, свежей и копченой. Уже давно у его магазина останавливаются российские автобусы и автомобили с питерскими номерами. Казалось бы, все идет хорошо.
Но Мартти стал изучать рынок внимательнее и обратил внимание на структуру спроса в пограничной Лаппенранте, которая стала центром российского коммерческого туризма. Там присутствие российских соседей наблюдается на каждом шагу — от вывесок на русском языке до государственных дорожных знаков. По данным статистики, российские «коммерческие» туристы покупают в Финляндии в основном запчасти для автомобилей и строительные материалы, которые много дешевле, чем в России, а также мебель и одежду. Мартти был удивлен, когда увидел российские автомобили, набитые «Ариэлем» и «Фейри», «Ванишем», «Сюрфом» и другими товарами бытовой химии. Российские хозяйки говорили откровенно: «Даже самый простой порошок из финского магазина моет лучше, чем самый дорогой из питерского...».
Сейчас у Мартти целые паллеты с порошками, таблетками для посудомоечных машин и моющими средствами. Их берут вместе с рыбой, чаем, кофе и конфетами. «Вот, скоро буду теплой одеждой торговать и обувью, – рассказал «Фонтанке» финский торговец. – Самое главное - продавать то, что нужно людям и не ломить цену, работать с оборота. Тогда никакой кризис не страшен – люди все равно будут есть, пить чай, им нужно будет мыть посуду и одеваться...»
Наученные опытом
Несмотря на разговоры о кризисе, в этом году в Финляндии все равно ожидается рост рождественских продаж на уровне 2.5%. Всего же на рождественские подарки финны потратят около 1 миллиарда евро — по 180 евро на душу населения.
У них есть опыт переживания кризиса в начале 90-х годов. Именно тогда сформировался рецепт выживания – развитие производства необходимых товаров и отказ от излишнего потребления. Товары повседневного спроса, товары с низким уровнем прибавочной стоимости объективно способствуют раскручиванию колеса «потребительской экономики».
Поэтому специалисты полагают, что, по крайней мере, в Скандинавии к этой весне изменится мода — причем на всё, включая автомобили — модным станет практичность и экономичность. И можно ожидать появление нового кино — в котором главные герои будут из самых простых людей, и целью их действий будут самые прозаические вещи — такое уже было, например в Италии в 40-е и 50-е годы.
В ожидании дешевизны
А правда ли, что вскоре цены рухнут и в Финляндии, и там можно будет закупиться недвижимостью, за поездку в Суоми будут чуть ли не доплачивать при получении визы, а горнолыжные курорты Лапландии станут дешевле собственных аттракционов на Кировском? Очень сомнительно.
Во-первых, что касается недвижимости, ее спекулятивная доля всегда была очень мала – то есть финны покупали и строили жилье для себя, а не на в расчете на виртуальный рост цен. Поэтому и падать ценам не с чего.
В Финляндии не было безоглядной раздачи кредитов на покупку недвижимости – даже работники такого гиганта, как «Нокия», бывало, получали отказы. Поэтому пакет «плохих кредитов» у финских банков мал. Финны доверяют свои банкам, и когда начался кризис, стали стремительно выводить зарубежные активы и складывать деньги в своих кредитных учреждениях – сейчас у финских банков на счетах денег много как никогда, и они, наоборот, заинтересованы во вложениях – один из вариантов, в частности, это приобретение недвижимости для сдачи ее в аренду.
Стабильности цен способствует и легкость получения финской визы. В соседние страны Шенгенской зоны – в Эстонию, Латвию, Норвегию - так легко получить визу, как в Финляндию, не получится. Ожидать же резкого спада желающих поехать в Финляндию несвоевременно – для миллионов россиян это самая близкая настоящая заграница.
Возможно, сократится число гостей из Центральной России и Сибири. Стоит отметить, что в Финляндии действует лобби тех, кто заинтересован в отмене визового режима или его дальнейшем упрощении. В их числе и министр иностранных дел Финляндии Александер Стубб. Если визу получить станет легче – поток россиян явно не сократится.
Поэтому и горнолыжным курортам дешеветь пока не с чего. Возможно, этим летом появится какая-то альтернатива дорогому размещению, ориентированная на российского «экономического» туриста. Однако это пока что лишь планы – россияне (пока) в состоянии покупать отдых в Финляндии по имеющимся ценам.
Константин Ранкс
Хельсинки
В ожидании русских
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ